smart-russia-realizatsiya-otechestvennykh-proektov-umnykh-gorodov
ПМЭФ: Smart-Russia. Реализация отечественных проектов «умных городов»
8 Июня 2018

Внедрение smart-проектов по модернизации городской среды уже активно проходит во многих городах нашей страны. В ходе панельной дискуссии «Smart City. Город обретает интеллект», прошедшей 30 мая в Центре международной торговли, были представлены реализованные проекты, новейших технологии и идеи. В фокусе дискуссии оказались разработки отечественных компаний.

Успехами внедрения информационных технологий в систему ЖКХ поделился Алексей Макрушин, генеральный директор Ассоциации «ЖКХ и городская среда». На примере проекта «Умное ЖКХ», части проектов «Умный город» и «Цифровая экономика», он продемонстрировал необходимые шагах при работе с технологическим и информационным усовершенствованием традиционных систем. Для начала работы над «умными» проектами необходимо определиться со стандартами, выработать сертификаты соответствия унифицировать и стандартизировать принимаемые решения. Для апробирования новейших инструментов реализуются пилотные проекты, их основная цель - накопление опыта применения новых технологий. Но для успешного функционирования необходимо обеспечить юридическое регулирование внедрения технологий и создание механизмов финансирования в качестве стимула для участия в программе и поддержки инновационных проектов. Работа в этом направлении нуждается не только в государственной поддержке, но и в определенной свободе в реализации новых идей.

Проект «Умное ЖКХ» основан на четырех направлениях: управление ресурсами и энергоэффективность, электронное регулирование (цифровизация сбора данных и риск-ориентированный контроль), удобные и полезные сервисы для потребителей, а также новейшие инновационные технологии.

О переходе к концепции когнитивного города рассказал Игорь Кулиничев, ведущий архитектор отраслевых решений IBM Россия и СНГ. Город для IBM – это персонализированный целостный организм, который служит интересам граждан. Но инновации сегодня все еще представляют собой разрозненные острова. В рамках вопроса об «умных» технологиях потребности людей воспринимаются как отправная точка любого проекта, в этом и заключается суть когнитивного города, который ориентирован только на живущих в нем людей.

Внедрение технологий требует открытой инновационной экосистемы, а наложение сценариев и кейсов на возможности платформы помогает городам внедрять инновации и определять развитие действующей инфраструктуры. В качестве примеров успешных проектов IBM спикер представил «Интеллектуальный Мадрид», когнитивную аналитику дорожно-транспортного движения в Атланте Together for Safer Roads и автономное вождение при помощи искусственного интеллекта в проекте OLLI.

Представитель компании Сisco Али Брундуков, руководитель по работе со стратегическими заказчиками, рассказал об успешной деятельности компании, которая сегодня реализует более 400 проектов «умных городов» в Европе и Азии. Основой европейских проектов являются четыре базовых элемента: сервисы для всех участников городской жизни, их постоянная цифровизация, расходная и доходная составляющие экономики и обеспечение безопасности. «Умные» города в Европе сегодня эволюционируют, в то время как азиатские проекты отдают приоритет всесторонней цифровизации.

Будущее «умных городов» за сервисами и доходной частью экономики, поскольку обеспечение функционирования всех элементов этого процесса требует больших инвестиций. Спикер отметил и необходимость качественного city-менеджмента, поскольку «умные» города требуют «умного» управления.

Полезную функцию освещения в экосистеме «умных» городов отметила Вероника Никитина, менеджер по развитию ООО «Айти Умный город». Освещение – это полезный ресурс, который можно и нужно использовать. Модернизация городского освещения дает новые возможности для развития сервисов «умного города», опоры осветительных конструкций могут служить для размещения «умных» устройств, которые осуществляют контроль и должное функционирование всей экосистемы «умных» городов.

В рамках реализации проектов необходимо помнить о сохранении электроэнергии, «Айти Умный город» осуществляет эту задачу посредством диммирования. Первый этап комплексной работы по совершенствованию системы городского освещения – внедрение индивидуального управления светильниками и устройств мониторинга всей инфраструктуры, которые обеспечат единую платформу для функционирования всех размещенных инновационных элементов. В качестве примеров успешных кейсов компании Вероника Никитина привела дорожную систему Unilight в Орле, совместный проект ООО «Айти Умный город» и ПАО «Ростелеком», а также интеллектуальное освещение дорог и магистралей в Астане и Бишкеке. Главная задача, поставленная перед участниками проекта, - снижение затрат и повышение экономичности дорожного освещения, а также внедрение систем контроля и реагирования.

Об «умных» системах реагирования и взаимодействия с пользователями рассказал Артем Бобчихин, технический директор ООО «Мой дом». Новая система онлайн-диспетчеризации выступает в качестве прямого канала между представителями ЖКХ и жителями. В основе мобильного приложения лежит система оповещения граждан о том, что происходит во всех системах жизнеобеспечения дома. Платформа подразумевает обратную связь от жителей, в том числе отправку заявок о проблемах, прямое общение с представителями управляющей компании. Проект «Мой дом» успешно функционирует сегодня в Ярославской, Костромской и Владимирской областях и насчитывает более 28 тысяч пользователей.

Вопрос интеллектуальных транспортных систем прокомментировал Александр Малахов, начальник Управления информационных технологий Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Он представил аудитории перспективы развития систем оплаты на общественном транспорте.

Внедрение этих систем началось со всестороннего исследования отечественного опыта, которое выявило, что предыдущие попытки носили в основном фрагментарный характер. Регионы не способны модернизировать свои системы без сторонней помощи, поскольку уровень инвестиционных и эксплуатационных затрат очень высок. Информационные системы на транспорте сегодня представлены в трех поколениях, причем каждое последующее интегрирует в себе преимущества предыдущего опыта. Внедрение «умной» транспортной оплаты подразумевает универсальную схему использования общественного транспорта, то есть навигационные и платежные технологии. Система оплаты предполагает использование традиционных и новейших методов платежа.

Главная проблема, с которой разработчики сталкивались при реализации данного проекта, - это обеспечение правового регулирования, поскольку разрыв между технологиями и законодательством неуклонно растет.

Уникальную экспериментальную площадку инновационного центра «Сколково» представил Сергей Волков, руководитель направления информационного моделирования «ОДАС Сколково». Спикер отметил, что разработчикам «умных» городов нельзя забывать о физической инфраструктуре, на основе которой впоследствии строится усовершенствованная система и с которой необходимо связать все цифровые решения.

«Сколково» несет в себе человеко-центричный подход, когда весь комплекс стратегических решений строится на применении логических и математических методов оценки человеческих потребностей. Разработчики расширили пирамиду потребностей Маслоу и автоматизировали анализ и подведение жителей районов к сервисам, в которых они нуждаются. В основе проекта лежал научный анализ, который осуществлял НИЦ «Московский строительный университет».

Проект «Сколково» - это одновременно и город для жизни, и лаборатория для проведения экспериментов, и первая рабочая модель «умного» города. В рамках масштабируемого и стандартизированного способа реализации проекта разработчики пришли к выводу, что инновационный «умный» город – это социокиберфизическая система. Цифровой двойник города – виртуальная копия для апробирования новых строительных и проектных решений – помогает осуществлять мониторинг и контроль за всей экосистемой «Сколково» и является базисом реализации представленного проекта.


Больше информации о Smart City читайте в нашем специальном проекте.


3.151563931398
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика