rossiyskiy-biznes-tsifry-i-fakty
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: российский бизнес – цифры и факты
22 Мая 2013

Россия в пятый раз отметит День российского предпринимательства. В этом году праздник пришелся на не слишком благоприятный период развития российской, да и мировой экономики. Приходится признать, что причины замедления темпов экономического роста в 2013 году до уровня ниже мирового во многом находятся внутри страны.

К сожалению, пока предпринимательство в России не стало настоящей опорой экономики. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП «застыла» на уровне 20%, в которых вес инновационно-активных компаний по прежнему составляет всего 3–4%.

Современная структура занятости российского населения свидетельствует о том, что в обрабатывающих производствах, создающих наибольшую добавленную стоимость, занято лишь 15% россиян. В то же время в сфере торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовой техники, в гостиницах и ресторанах нашли применение своим силам и способностям более 18% населения. Среди малых предприятий этот показатель в 2012 году превысил 28%.

Именно в развитии производственного малого и среднего бизнеса во многом скрыт потенциал дальнейшего роста и диверсификации отечественной экономики. Однако в 2012 году инвестиции в обрабатывающие производства малых предприятий не превысили 18%. При этом инвестиции в строительство составили 22%, а в операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг превысили 21%.

Надо заметить, что малый и средний бизнес несет колоссальную социальную нагрузку. Сюда можно отнести в первую очередь создание новых рабочих мест. Общая закономерность такова: чем больше занятых на малых предприятиях, тем ниже безработица в регионе. Кроме того, малый бизнес — это качественные услуги по доступным ценам. Ведь именно с ростом числа малых предприятий возрастает конкуренция. А это хоть и создает дополнительные трудности для бизнесменов, но в итоге неминуемо приводит к выигрышу потребителя.

Сегодня на государственном уровне предпринимается ряд инициатив по поддержке предпринимательства, осуществляется целый комплекс разноплановых мер. Среди них — инициативы по улучшению инвестиционного климата в стране, создание института бизнес-омбудсмена, разработка новых финансовых и нефинансовых мер поддержки, реализация политики инновационного развития территорий, повышение координации взаимодействия общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей, и ряд других.

Однако не все они работают эффективно. Одна из главных причин этого — недостаточная информированность предпринимателей о новых возможностях. В итоге программами поддержки и преференциями пользуется небольшой процент малых и средних предпринимателей. В основном это те, кто хорошо информирован, близок к органам власти.

Но дело в том, что эффект от реализации таких программ возникнет только тогда, когда не менее 15% малых и средних предприятий будут в состоянии пользоваться льготами, которые предусматривают федеральные, региональные и муниципальные программы. Пока эта цифра меньше, рассчитывать на прорыв в сфере развития бизнеса не приходится.

Именно поэтому, а также учитывая присоединение России к ВТО, открывающее как новые возможности, так и вызовы для экономики страны, функционирование Единого экономического пространства и Таможенного союза, необходимо совершенствовать меры поддержки малого и среднего предпринимательства, занятого в реальном секторе, наращивать объемы и модернизировать ныне действующие производства, находить новые инструменты поддержки.

Публикация подготовлена по материалам экспертно-аналитического отдела Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ.

Станислав Козак

3.151560679441
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика