problemy-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: Проблемы поддержки малого и среднего бизнеса
14 Мая 2013

XIII Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий на тему «Инструменты поддержки и защиты малого и среднего бизнеса в условиях глобальных рынков». Она приурочена к XII Всероссийскому форуму «Дни малого и среднего бизнеса России — 2013». Мероприятие завершится праздничной программой «День российского предпринимателя на ВВЦ — 2013». В работе конференции участвуют руководители Торгово-промышленной палаты России.

Среди организаторов конференции — Совет Федерации, Министерство экономического развития России, Торгово-промышленная палата РФ, а также ГАО «ВВЦ» и Московская ассоциация предпринимателей.

В конференции принимают участие представители малого и среднего бизнеса, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, объединений предпринимателей, территориальных ТПП, региональных структур поддержки предпринимательства, научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений.

Участники конференции обсудят существующие проблемы, а также перспективы развития российского малого и среднего бизнеса в условиях глобальных рынков. Особое внимание будет уделено вопросам государственной поддержки и развития российского малого и среднего бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с целью повышения его конкурентоспособности на внутренних и международных рынках.

Среди тем, внесенных в программу конференции, — пути и способы улучшения доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам, а также активизация и интеграция усилий предпринимательского сообщества и органов власти всех уровней для разработки и реализации конкретных программ по повышению эффективности системы поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности.
Активное участие в конференции принимают представители Торгово-промышенной палаты России, в которой с озабоченностью воспринимают процессы, происходящие в сфере малого и среднего предпринимательства. Эксперты Палаты утверждают, что причины ожидаемого замедления темпов роста российской экономики в 2013 году во многом находятся внутри страны.

В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП застыла на уровне приблизительно в 20%, а удельный вес инновационно активных компаний по-прежнему составляет всего 3–4%.

Далеко не все меры поддержки оказали должное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса, а некоторые решения дали негативный результат. В первую очередь, это увеличение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.

Так, в 2012 году по программе Минэкономразвития поддержку получили менее 300 тысяч физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств. В то же время число закрывшихся с декабря 2012 года индивидуальных предпринимателей превысило 300 тысяч.

Судя по данными «Деловой России», закрывшиеся предприниматели в 2012 году направили в бюджет 13,5 млрд рублей, тогда как на реализацию федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2012 году из федерального бюджета выделено 20,8 млрд рублей.

Причина низкой эффективности господдержки МСП заключается, в частности, в недостаточной информированности предпринимателей. Программами поддержки и преференциями пользуется небольшой процент малых и средних предприятий. Эффект возникнет только тогда, когда не менее 15% малых и средних предприятий будут в состоянии пользоваться льготами, предусмотренными федеральными, региональными и муниципальными программами.

Во-вторых, даже если предприниматели и граждане, желающие ими стать, знают о существующих мерах поддержки, то зачастую не верят в то, что ими удастся воспользоваться. И это снижает уровень предпринимательской активности.
По данным исследования в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства — GEM», только 3,8% опрошенных планируют в ближайшие три года открыть собственное дело. Половина из них — действующие предприниматели. В странах БРИКС этот показатель составляет 21%, в странах Восточной Европы — 24%. Россия занимает 67-е место из 69 возможных по количеству людей, создающих новые компании и руководящих ими. Учитывая, что малому бизнесу отводится решающая роль в развитии страны, объем средств поддержки МСП явно недостаточен.

Тем не менее, механизмы поддержки гораздо разнообразнее и включают в себя различные инструменты. Сейчас создан целый комплекс институтов развития. В первую очередь, это Агентство стратегических инициатив. Система ТПП РФ принимает активное участие во всех ключевых инициативах АСИ. Речь идет о разработке «дорожных карт» проектов национальной предпринимательской инициативы, таких как «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», «Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе».

Палата активно участвует в открытии региональных представительств АСИ. Руководители территориальных ТПП вошли в состав рабочих групп, ведущих мониторинг процессов реализации принятых мер в рамках внедрения Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионах.

Важным событием стало создание института Уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ. Торгово-промышленной палате была передана часть функций уполномоченного, которая связана с нарушением прав и законных интересов именно малого и среднего предпринимательства.
ТПП России оказывает содействие российским компаниям в продвижении продукции на внешние рынки, что стало еще более актуальным после присоединения России к ВТО. В частности, особую значимость приобрел вопрос интернационализации деятельности МСБ. Представители Палаты вошли в состав делового совета БРИКС, который призван содействовать развитию делового сотрудничества. В этом же направлении работает и международный деловой центр «Россия в ВТО», созданный в июле прошлого года по инициативе ТПП России и Центра международной торговли. Основными направлениями его работы являются информирование об инструментах и правилах ВТО, формирование площадки взаимодействия государства и бизнеса по вопросам ВТО, ориентированное на практику обучения по тематике ВТО.

В ряде российских регионов остро ощущается дефицит специалистов с высшим и средним специальным образованием. В то же время в столичных городах есть избыток таких кадров. По данному направлению необходима скоординированная работа бизнеса и власти. На федеральном уровне возможна реализация программ стимулирования возвращения выпускников в регионы. В свою очередь региональные администрации должны предпринимать меры, направленные на привлечение и закрепление кадров.

Необходимо также стимулировать модернизацию существующих учебных заведений, а также создание новых, отвечающих современным требованиям. За последние 20 лет в РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, не построен ни один техникум или колледж.

ТПП РФ создала инструмент привлечения инвестиций в регионы, условно названный «инвестопроводящей инфраструктурой», которая представляет собой систему поиска, отбора, оценки и продвижения инвестиционных и инновационных проектов.

В рамках данной системы проекты проходят первичный отбор на уровне территориальных ТПП, после чего анализ и доработка проектов производятся в Экспертном совете ТПП РФ. Это значительно снижает риски поступления проектов от компаний, не обладающих достойной репутацией.

В 2012 году для поддержки инновационных проектов Палатой был создан Фонд развития инновационного предпринимательства, реализующий проект по созданию системы Открытых центров исследований и разработок на базе территориальных торгово-промышленных палат, технопарков, бизнес-инкубаторов и вузов.

Система включает в себя электронную площадку, которая позволяет объединить в единую научно-технологическую сеть малые и средние инновационные предприятия и использовать их потенциал и наработки при решении конкретных высокотехнологичных задач крупного бизнеса. Проект был запущен в июле 2012 года, но уже сейчас количество центров приближается к двум десяткам.
Одним из новых инструментов поддержки МСП стал принятый месяц назад закон о ФКС. Для малого и социально ориентированного бизнеса этот закон установил ряд льгот. Так, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта увеличена до 20 млн рублей.

Отдельная тема — поддержка социально ориентированного бизнеса, который частично берет на себя роль государства, выполняя социальную функцию. По этому направлению в системе ТПП уже появился первый опыт.

В частности, ряд территориальных ТПП выпустили социальные карты, которые позволяют приобретать в магазинах товары по льготным ценам. В проекты вовлечены местные власти, общественные организации, представляющие интересы льготников, местные торгово-промышленные палаты и предприятия, через которые льготы реализуются.

Так, льготники получают возможность приобрести продукты по сниженным ценам, что особенно актуально, учитывая, что 60% работающих россиян на продукты питания тратят до двух третей заработка. Еще труднее сводить концы с концами пенсионерам и инвалидам. Общество обязано помогать малоимущим.

Для бизнеса участие в программе — это улучшение имиджа, увеличение оборачиваемости и прекрасная возможность продвижения своей продукции. Для местных властей — это поддержка незащищенных слоев населения. Для торгово-промышленных палат — способ поддержки отечественных производителей, что для системы ТПП является одним из приоритетов, в особенности при обостряющейся в условиях ВТО конкуренции.

При этом ТПП РФ могла бы стать оператором таких проектов на федеральном уровне, организуя мониторинг процессов, проводя экспертизы и распространяя передовой опыт поддержки социально ориентированного бизнеса по всей территории страны.

Однако для эффективного использования инструментов поддержки малого и среднего бизнеса необходима разработка комплексных решений, объединяющих различные меры.

 

Игорь Пономарев, ТПП-Информ

3.151560715815
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика