pmef-2017-na-polyakh-foruma-proshla-panelnaya-sessiya-kreativnye-industrii-eksportnyy-potentsial-i-v
ПМЭФ: На полях Форума прошла панельная сессия «Креативные индустрии»
2 Июня 2017

В рамках второго дня работы Экономического Форума в Санкт-Петербурге состоялась широкая дискуссия, посвященная вопросам экспорта и внешнеполитического образа государства с точки зрения креативности и оригинальности.

Сегодня креативные идеи и инновационные решения становятся ядром всех мировых социокультурных и экономических процессов. Креативные индустрии повышают международную инвестиционную привлекательность стран, позволяют им конкурировать на рынке высококвалифицированной рабочей силы и бороться за талантливую молодежь, а также дают возможность изменить структуру экспорта в пользу высокотехнологичной продукции, креативных услуг и цифровых сервисов. Усиление позиций страны на рынке инноваций и творческих товаров позитивно сказывается на ее внешнеполитическом имидже, формируя образ прогрессивного и современного государства.

Алексей Долинский, основатель Coursalytics и член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, выступил модератором беседы. В своем вступительном слове он попросил участников дискуссии очень аккуратно использовать термин «креативная индустрия». Это специфичное понятие, куда входят цифровые технологии, киноиндустрия, мода, культура в разных значениях, игры, промыслы. Сложно оценить и понять, как правильно работать с этой индустрией. Он также отметил, что имидж России сейчас в большой беде, и креативная индустрия - это возможность его улучшить.


Первым спикером стал Алексей Кудрин, Председатель совета Фонда «Центр стратегических разработок» и заместитель председателя Экономического совета при Президенте Российской Федерации. Он отметил, что на первый план сегодня выходят специфические отрасли экономики, коммерциализация искусства, что в совокупности формирует абсолютно новую экономику. Креативная индустрия во всем мире росла и растет быстрее, чем все остальные, даже в период кризиса, поэтому можно говорить о том, что это новый импульс для экономики государства.

Алексей Кудрин напомнил присутствующим, что в России очень большой резерв креативных ресурсов, поэтому нужно сделать фокус на них, чтобы увеличить производительность экономики. В фокус должны войти следующие три элемента: человек (область его компетенций, креативные навыки), технологии (механизмы и институты, способствующие раскрытию креативного потенциала) и государство (динамичная единица без ручного управления, что будет достигаться за счет введения big data). Это своеобразные «три кита» стратегии развития креативной индустрии.

Говоря об образе России, спикер отметил, что наша страна всегда воспринимается настороженно во всем мире, бытует мнение, что здесь слабо защищаются интересы предпринимателей, и государству срочно необходимо усиливать работу институтов. Работа с креативной индустрией изменила бы эту ситуацию, потому что Россия участвует в развитии цифровых технологий всего мира и создании современной мировой экономики.

«Face App, Prisma, Касперский, Яндекс – популярные за границей российские креативные проекты», - привел пример Алексей Кудрин. Действительно, российская  IT отрасль экспортирует 4 млрд долларов в год только по официальным подсчетам. Есть примеры и среди других сфер креативного бизнеса, Гоша Рубчинский в сфере дизайна реализует свою продукцию в ведущих универмагах мира, а в прошедшем году сам дизайнер вошел в список «500 самых влиятельных людей планеты».

Спикер сослался на зарубежный опыт, приведя в пример Great Britain Campaign – государственный проект по продвижению творческих разработок на мировом уровне (участие приняли более 200 компаний с суммарным экспортом свыше 3 млрд долларов в год). Японский аналог Cool Japan призван поднять объем креативной индустрии в экспорте с 10 млрд долларов до 100 млрд. Все это говорит о том, что государство должно принять активное участие в развитии креативной индустрии и творческий капитал в России необходимо мобилизовать.


По мнению Мануэла Калдейры Кабрала, министра экономики Португальской Республики, креативность должна увязываться с традиционными секторами экономики. На примере Португалии, спикер показал участникам дискуссии, что креативная индустрия может развиваться при помощи других отраслей экономики. Большое внимание в Португалии уделяется технологическим стартапам, освоению новых областей и программному обеспечению других отраслей. Культурная среда всегда играет ключевую роль, способствующую развитию творчества во всех отраслях.

В Республике также принята собственная программа мобилизации – проведение выставок, представлений, мероприятий, которые обеспечат прирост туризма в низкий сезон. Люди приезжают узнать больше о культуре, благодаря рекламе, которой, в свою очередь, обеспечивает креативная индустрия.


Роберт Мориц, Президент PwC, подтвердил, что любая страна в мире хочет расти и развиваться. «Недостаточно сказать, что ты хочешь сделать город привлекательным, нужно прикладывать к этому усилия», - отметил он. В рамках исследования компании PwC, эксперты сравнили несколько крупных мировых городов, таких как Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Москва и т.д. Критериями сравнения стали уровень жизни в городе, его привлекательность, активность, наличие деловой среды и рабочих мест, условия создания собственного бизнеса. Москва по всем этим показателям оказалась последней в пятерке лучших.


Джайрадж Машру, основатель Bombay Innovation Group, в рамках выступления сказал, что креативная индустрия - это реальная движущая сила экономики. Креативные предприятия помогают решить ряд проблем, с которыми не справляются наука и государство. В то же время они решают социальные проблемы. В продуктах креативной индустрии всегда присутствует физическое проявление эмоций, чувств и воображения. «Все началось очень давно, когда люди рисовали на стенах пещер, а новые технологии помогли развить эту деятельность и создать целую креативную индустрию», - отметил спикер. В то же время креативная индустрия помогает людям с хобби становиться настоящими профессионалами, у которых есть реальная сила изменить мир и поспособствовать его благосостоянию.


Нонна Матеркова, директор и основатель Фонда Calvert 22, отметила, что Россия сейчас видится неизлечимо больной гигантоманией. Инвестиции всегда идут в глобальные многомиллиардные проекты, а внимание мелкомасштабным проектам уделяется крайне редко. Также спикер показала участникам сессии небольшой фильм об имидже России за рубежом. «Россия с человеческим лицом», - главный лозунг фонда, который занимается продвижением молодежных проектов за рубежом и представляет огромную площадку для их становления и развития. Нонна Матеркова также отметила высокий потенциал Сибири и процитировала знаменитые слова великого русского ученого: «российское могущество будет прирастать Сибирью» (Михаил Ломоносов).


Кирилл Андросов, управляющий директор Altera Investment Fund и председатель совета директоров ПАО «Аэрофлот», напомнил о том, что до сих пор не существует четкого ответа на вопрос: спасет мир красота или прагматизм. Он также разъяснил аудитории взгляд инвестора на креативную индустрию: мера успешности художника всегда определяется аукционной ценой его работ.

Креатив создает новые потребительские свойства товара, новые бизнес-модели потребления и приводит к снижению себестоимости. Благодаря этому можно продавать больше, производить дешевле и повышать цены за счет конкурентного преимущества. Этим креативная индустрия и интересна потенциальным инвесторам. «Лучшая бизнес-идея - это идея, которая приводит к созданию креативной монополии», - отметил Кирилл Андросов. 

3.151553025157
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика