pmef-2017-na-forume-proshla-panelnaya-diskussiya-rossiyskiy-eksport-mirovoy-spros-i-prioritetnye-nap
ДЕНЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: На Форуме прошла панельная дискуссия «Российский экспорт»
1 Июня 2017

Первый день работы Петербургского международного экономического форума продолжила дискуссия о перспективах внешней торговли России. Развитие несырьевого экспорта является приоритетной задачей деятельности Правительства Российской Федерации, и одна из важнейших мер по ее решению — предоставление российским компаниям-экспортерам комплекса новых эффективных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки.

Несмотря на предпринимаемые меры, отечественные экспортеры по-прежнему сталкиваются с рядом барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности. При этом рискам подвержены не только экспортеры, но и региональные банки и другие специализированные институты содействия экспорту. Вследствие недостатка информации о конъюнктуре зарубежных рынков у компаний зачастую возникают проблемы с выстраиванием четкой стратегии по продвижению своей продукции и взаимодействию с иностранными контрагентами.

Модератором выступил Алексей Бобровский, Руководитель службы экономических программ телеканала «Россия 24».

Выступающие: Манфред Айбек, Генеральный директор, ООО «Русские машины», Станислав Воскресенский, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, Андрей Гурьев, Председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро»,Александр Исурин, Председатель правления, президент, FESCO, Андрей Панков, Генеральный директор, ЗАО «РЕНО РОССИЯ», Андрей Слепнев, Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации; директор Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации, Владислав Соловьев, Генеральный директор, председатель правления, член совета директоров, РУСАЛ, Петр Фрадков, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр», Оливье Шармей, Исполнительный вице-президент, генеральный менеджер по рецептурным препаратам и развивающимся рынкам, «Санофи», Эркки Ярвинен, Президент, главный исполнительный директор, Tikkurila.

Участники дискуссии: Павел Кадочников, Президент, Фонд «Центр стратегических разработок», Дмитрий Леликов, Заместитель генерального директора по инвестиционной деятельности, Госкорпорация «Ростех», Валентина Ширина, Вице-президент по закупкам и развитию бизнеса, GE в России/СНГ.

Для обсуждения на повестку мероприятия были вынесены следующие вопросы: как приоритетный проект по развитию экспорта в России объединяет и систематизирует новые и действующие механизмы поддержки? Что даст реальный рост российскому экспорту: повышение объема прибыли от реализации товаров и услуг или увеличение количества компаний-экспортеров? Какие государственные инструменты поддержки несырьевого экспорта являются наиболее востребованными? Развитие несырьевого экспорта, его приоритетные направления – одна из важнейших тем сегодня. Об этом говорилось несколько дней назад и на заседании по экономическим вопросам у Президента РФ В. Путина. Сегодня это общемировой тренд. Появляются новые площадки, чтобы выходить на зарубежные рынки, при этом остается ряд вопросов.


Станислав Воскресенский, в своем выступлении отметил, что главная задача, сформулированная Президентом РФ – повышение темпов экономической активности. В планах Правительства – рост несырьевого экспорта, который должен вырасти до 200 млрд долларов к 2025 году со 108 млрд сейчас. Государственной думой принят план по возмещению НДС, что очень важно для микробизнеса. 

Новая реальность для экспорта – торговля по каналам электронной торговли: без пошлин и НДС. Этим направлением занимается сейчас Российский экспортный центр. Важным вопросом является работа с представительствами за рубежом и, на их базе, создание торговых домов для продвижения экспортеров, снятие торговых барьеров, создание зон свободной торговли. Недавно произошло значимое событие для сельскохозяйственной отрасли: Япония открыла рынок для термически обработанной говядины и курицы, идут переговоры по открытию рынка для сырого мяса.


Как отлажены механизмы экспорта? Отвечая на этот вопрос Петр Фрадков отметил, что, по словам экспертов, по некоторым позициям существующая система не хуже, чем в некоторых странах. При ее создании были классифицированы барьеры, финансовые и нефинансовые меры. Было определено и оцифровано 110 продуктов, которые касаются сферы экспорта, предлагаемые экспортерам в режиме он лайн.  Любой вопрос экспортера может быть закрыт одним из этих продуктов  (аналитика, маркетинг, налоги, администрирование, финансовые продукты, защита прав интеллектуальной собственности, репатриация выручки). Сейчас РЭЦ готов ответить на любой вопрос экспортера.

Для развития экспорта также важна региональная составляющая - должны создаваться региональные экспортные стандарты, что повлияет и на развитие региона, необходим стратегический план развития экспорта. Еще один важный момент, который отметил Петр Фрадков, это системные барьеры. Важно логистическое сопровождение, необходимо решать инфраструктурные вопросы. Петр Фрадков, по ходу дискуссии заметил, что нельзя делить предприятия на  конкурентоспособные и  неконкурентоспособные. Продукция должна быть глобально конкурентоспособна (и в России и в мире).


Достаточно ли средств двигать экспорт? Андрей Слепнев, отвечая на вопрос, отметил, «что необходимо поддерживать тех, кто имеет экспортную перспективу, тех, кто показывает экспортную эффективность. Мы выделили несколько узких отраслей, которых специально поддерживаем». Существует даже такое понятие: «ноль» поддержки неконкурентоспособных производств. По его мнению, нет неконкурентоспособных отраслей, есть неконкурентоспособные компании. Элемент экспорта должен быть в развитии каждой отрасли, которая конкурентоспособна. В одиночку экспортноориентированный продукт не сделаешь.Экспортная стратегия – надо смотреть на соседей, но сообразовываться с нашими конкретными условиями: «Не повторишь чужую стратегию,  каждая страна хочет получить свою долю добавленной стоимости. Любая компания должна воспринимать себя как потенциального экспортера: продолжается рост компаний и сама палитра продукции широкая - валенки, мороженое. Это все нужно продавать».


Манфред Айбек, считает, что в секторе машиностроения можно работать без господдержки, например, без госсзакупок. «Что такое «Русские машины» - это 50 тысяч сотрудников. Мы уже хорошо работаем: за нами 50 % рынка, развиваемся, экспортируем в 23 страны. Работать самостоятельно можем, но поддержка государства все же нужна: Южная Корея получает поддержу со стороны правительства, есть специальный режим дьюти фри для экспорта».

Продукция должна быть конкурентоспособной, этот продукт должен продаваться. Если у компании хорошее положение в России, конкурентоспособный продукт - надо думать, как выходить на мировые рынки. В автомобильной промышленности положение лучше, чем все считают: мы производим Фольксваген, Газель, но должны быть готовы продавать за рубежом такие сложные позиции, как локомотивы. Нужны экспортные пакеты, субсидии на начальном этапе, особенно в первые два-три года. Нужно создать дистрибуторскую сеть, продавать запчасти - на это уходят огромные деньги. Для экспортеров должна существовать бонус система, они приносят валюту, нужны преференции: по транспортным затратам это вопрос уже решен.


Владислав Соловьев отметил, что путь к экспорту длинен, серьезен и его надо выстраивать: «Модель у нас уже есть. Для нас важен российский рынок, это приоритет. Конкурентоспособность тоже важна, продукт должен быть конкурентоспособен». Западный рынок меняется скачкообразно, нелинейно. Происходит изменение каналов продаж. Нет ценовой конкуренции: конкурирует качество сервиса, доставки, послегарантийного обслуживания. Мир двигается в сторону протекционизма. Протекционистские меры, субсидирование  - обязательны. Надо помогать внутренним производствам становиться конкурентоспособными.

Новый тренд – углеродность продукта. Мир требует минимального углеродного следа в продукте Это наше конкурентное преимущество – его надо его использовать: потребитель хочет чистый товар, у нас он есть.


Александр Инсурин ответил на вопрос насколько важна инфраструктура и как она соответствует задачам, которые мы ставим. Общий экспорт составляет 1 млрд тонн, несырьевой экспорт - 5 -30 млн тонн.  Для сырьевого  экспорта нужна тяжелая инфраструктура, которая должна соответствовать увеличенным объемам перевозки грузов: порты, железные дороги. В нерысьевом экспорте маленьким компаниям в отдельности трудно выходить на рынок: нужно повышать узнаваемость брендов. «Для несырьевого экспорта существует отдельная технология поставок, требующая специальных решений, электронного документооборота, увеличения контейнеризации. Для мелких грузов нужна особая инфраструктура: для перевозки продуктов - специальный температурный режим. Сейчас этого не хватает, такая инфраструктура только формируется».

Экспортом могут служить и транспортные продукты: Транссиб, Севморпуть, который сейчас развивается только за счет российских компаний, но может использоваться в качестве транзитной артерии для зарубежных компаний.


Андрей Панков считает, что экспортная стратегия должна быть общей стратегией компании. «Наша миссия – экспорт из России, но эта продукция на 70% сделана в России и идет под брендом Made in Russia». 75% пошлины  - так другие страны защищают свой рынок. Сейчас, правда, этот процент снизился до 50%. Важно логистического сопровождение, адаптация к другим рынкам. Однако быстро пройти этот путь без сильной поддержки государства нельзя».


Оливье Шармей как представитель фармацевтического бизнеса, отметил его особенности. Эта область требует больших капиталовложений, регуляторной законодательной поддержки. Компания производит инсулин, надо инвестировать в самые передовые технологии производства. Но инновации, интеллектуальная собственность должна быть защищена. «Иностранные компании тоже могут играть роль по расширению экспорта: мы осуществили трансфер технологий в Латинскую Америку». Но инновации, интеллектуальная собственность должны быть соответствующим образом защищены.

3.151561049468
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика