na-polyakh-pmef-sergey-katyrin-vystupil-moderatorom-diskussii-innovatsionnaya-deyatelnost-v-stranakh
ПМЭФ: Сергей Катырин выступил модератором дискуссии «Инновационная деятельность в странах БРИКС»
7 Июня 2019

Руководители Торгово-промышленной палаты России и Центра международной торговли Москвы приняли участие в дискуссии Форума «Инновационная деятельность в странах БРИКС: основные направления и перспективы развития сотрудничества». Модератором панели выступил Сергей Катырин, председатель Совета директоров ПАО «ЦМТ», Президент ТПП РФ.

Инновационная деятельность является одним из важнейших драйверов экономического развития стран БРИКС. Перспективы развития инновационного сотрудничества в рамках стран БРИКС, коммерциализация технологий и внедрение инноваций в современных условиях, пути совершенствования инструментов государственной поддержки инновационной деятельности стали основными вопросами дискуссии, в которой приняли участие  Сергей Жигарев, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству,  Алексей Иванченко, Заместитель председателя, руководитель блока инноваций и цифровой экономики, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»,  Антон Инюцын, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации,  Владимир Казбеков, Вице-президент, Новый банк развития,  Шив Викрам Кхемка, Заместитель председателя правления, Группа САН, Лижун Сюй, Председатель совета директоров, China COSCO SHIPPING Corporation Limited,  Алексей Текслер, Временно исполняющий обязанности губернатора Челябинской области.

Открывая дискуссию Сергей Катырин отметил, что БРИКС сегодня - объединение 5 стран, успешно работающее на протяжении нескольких лет. В объединении активно работают Деловые советы, созданы 9 рабочих групп по разным направлениям деятельности. Однако для успешной работы необходимо законодательство, которое способствовало бы тому, чтобы БРИКС работал как объединение, приводя страны к общему знаменателю.

Поэтому,  Сергею Жигареву, Председателю комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству был адресован вопрос, как видит ситуацию Государственная Дума, и что делает Комитет для сближения законодательных норм, способствующих инновационному развитию.

Сергей Жигарев подтвердил, что работающего законодательства на сегодня нет. Его отсутствие не мешает развиваться, но если взять 10 крупнейших IT компаний, то все они занимаются «цифрой». Цифровая экономика в мировой экономике занимает 5%, в ближайшем будущем будет 25%, поэтому регулирование в этой сфере необходимо - отсутствие норм регулирования носит отрицательную направленность. Базовые понятия (робот, искусственный интеллект, блокчейн) должны быть прописаны для использования в документообороте, и эти понятия надо заложить в единое международное законодательство, которое необходимо написать. Однако, правила регулирования должны быть разумными: привлекательными для IT компаний, но, в то же время, защищающие граждан.

Что касается инноваций, по мнению Сергея Жигарева, важно приводить инновационные проекты в Россию: так сейчас, с принятием Закона о беспилотном транспорте, можно продвигать вопрос о реализации у нас проекта о «беспилотниках». У этого проекта большие перспективы - беспилотный транспорт может использоваться для грузовых перевозок, особенно актуально это при реализации инициативы «Один пояс- один путь». 

Владимир Казбеков, вице-президент Нового банка развития рассказал о приоритетах различия в проектах, и тех проектах, которые Банк считает инновационными. В этом году Новому банку развития исполняется 4 года, за это время было одобрено проектов на сумму 9,2 млрд долларов. Владимир Казбеков подчеркнул, что объем проектов зависит от роста уставного капитала. Сегодня Новый банк развития занимается финансированием проектов устойчивого развития инфраструктуры и проектов стран-участниц БРИКС. Финансирование высокотехнологичных проектов осуществляется в сфере устойчивого городского развития, «зеленых» технологий, охраны окружающей среды. Интерес Банка к инновационным продуктам присутствует, но в чистом виде в Банк такие проекты на рассмотрение пока не поступали. Банк серьезно смотрит на такие возможности. Сейчас Банк рассматривает при участии Делового совета российско-китайский проект создания широкофюзеляжного самолета, однако финансирование со стороны банка возможно только на стадии, когда продукт выходит на рынок. Больше возможностей, по словам Владимира Казбекова, может появиться при создании венчурного фонда.


Алексей Иванченко, заместитель председателя, руководитель блока инноваций и цифровой экономики Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», рассказал, что опорные институты развития переводят фокус на новый экономический уклад: та рента, которую давал сырьевой сектор снижается и замещается промышленным.

С 2016 г в пятерку крупнейших компаний по капитализации входят компании, чья деятельность связана с несырьевым промышленным бизнесом.

У России имеется важное преимущество - 95% населения в стране имеют техническое образование. Это идеальный показатель для инновационной экономики. Однако, по мнению Алексея Иванченко, для дальнейшего развития, помимо знаний, не хватает экосистемы - нормативного регулирования, финансовых инструментов. На рисковых для компании фазах - стадии роста и вывода продукции на зарубежные рынки - необходима поддержка государства. ВЭБ структурирует пакет документов для компаний именно на этих стадиях. Ключевым риском является спрос, и поэтому обязательно нужно работать над спросом. Также нельзя создать компанию-чемпиона только на внутреннем рынке: «Невозможно замыкаться внутри собственного периметра, нужно глобально конкурировать».

Алексей Иванченко отметил, что в 2019-2020 г.г. будет принят ряд законопроектов по цифровой экономике, запускается национальная программа, и ВЭБ, безусловно, будет играть в этом процессе ключевую роль.

По мнению  Антона Инюцына, заместителя Министра энергетики Российской Федерации, сегодня объединение БРИКС - это совместное отстаивание интересов стран на внешних рынках. Необходимо также создавать и поддерживать институты развития. Антон Инюцин считает, что необходима кооперация бизнеса для поддержки технологий в странах. Поскольку внешняя торговля с странами БРИКС на 70%  - это топливно-энергетический комплекс, и четверть проектов - в области энергетики, Россия выступила организатором создания энергетического агентства БРИКС, что подразумевает не только составление прогнозов, но и практический эффект - обсуждение инновационных технологий. Для России важно «нащупать технологии, которые можно локализовать, принеся из других стран», и этот подход имеет перспективы.

Один из таких проектов  - внедрение экологичного топлива, что оправдано ситуацией: 30 млн автомобилей  в мире ездит на газовом топливе и половина из них - в странах БРИКС.

В 2020 году председательство в БРИКС перейдет к России и Челябинск примет саммит стран БРИКС, на который соберутся лидеры 30 стран.  Алексей Текслер, Врио губернатора Челябинской области, подчеркнул, что у стран БРИКС - одни задачи, но все страны разные,  и по уровню развития в том числе. Объединяющим страны фактором становятся инновации. В регионах России существуют активно развивающиеся компании, на которые необходимо обратить внимание, среди них есть и те, кто работает на внешних рынках, есть центры инжиниринга, технопарки в сфере робототехники. Однако, по мнению Алексея Текслера, нужна помощь в развитии таких компаний, и здесь большие надежды возлагаются на Форум. Южный Урал - продвинутый регион по наличию ВУЗов, которые занимаются проектами в цифровой сфере. «Мы готовы на только к экспорту технологий, но и к импорту. Для развития инноваций нужно привлекать партнеров. Совместно со Сбербанком на базе ВУЗов для этих целей будет создаваться центр инноваций», - отметил Алексей Текслер. 

Лижун Сюй, Председатель совета директоров крупнейшей судоходной компании в мире China COSCO SHIPPING Corporation Limited, рассказал о своем опыте инновационного развития: в компании работает отдельное подразделение, нацеленное на инновации. Несмотря на то, что перевозки по морю - старая отрасль, она продолжает развиваться и идти в ногу со временем. В компании инновации внедряются, опираясь на технологии: это использование высокотехнологичных судов разных типов. Развивается компания и в направлении «зеленой» экономики: используются технологии, направленные на снижение выбросов CO2, защиты окружающей среды. Важным моментом является и постоянное совершенствование модели предоставления услуг, внедряются новые проекты по логистике. Драйвером движения, по словам Лижун Сюя, является использование цифровых технологий для инноваций: «цифра» позволяет оптимизировать процессы». 

Шив Викрам Кхемка, Заместитель председателя правления Группы САН (Индия), в своем выступлении отметил, что в странах БРИКС проживает 3 млрд человек, но совокупный ВВП -  как в США с населением 300 млн человек. Это обусловлено тем, что производительность в странах объединения крайне низка: «рост должен быть огромный, но потенциал для этого есть». Задача - работать в команде, думать об общих интересах, работать как единый коллектив, обмениваться технологиями, информацией. В отдельных странах произошли колоссальные изменения, появились компании-локомотивы, много делается для внутреннего потребления. Но перед странами БРИКС стоит задача увеличить ВВП в 10 раз, для этого необходимо финансирование и создание платформы обмена инновационными решениями. 

Также участники дискуссии обсудили важность цифровой грамотности разных слоев населения (с этой целью создана Школа цифровой грамотности стран БРИКС), выгоды и преимущества онлайн платформ (пример - онлайн платформа Бизнес маркет Московской ТПП), а также преимущества и недостатки создания рейтингового агентства БРИКС.

3.151597049160
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2020 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика