gaydarovskiy-forum-2015-ekspertnaya-diskussiya-tsmt-moskvy-konkurentosposobnost-rossiyskoy-ekonomiki
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: Гайдаровский форум 2015. Экспертная дискуссия ЦМТ Москвы «Конкурентоспособность российской экономики на региональном и глобальном рынках» собрала на своей площадке ведущих представителей органов власти и бизнеса
19 Января 2015

Москва, 16 января. 15 января в рамках Гайдаровского форума 2015 состоялась экспертная дискуссия «Конкурентоспособность российской экономики на региональном и глобальном рынках», соорганизатором которой выступил Центр международной торговли. Модерировал дискуссию генеральный директор ЦМТ Москвы, заведующий кафедрой международной коммерции РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Владимир Саламатов.




Открывая заседание, он представил новые статистические данные о состоянии конкурентоспособности российской промышленности.

Смотреть презентацию

Владимир Саламатов отметил, что показателем конкурентоспособности российской экономики или российской продукции является не столько внешнеторговый оборот, сколько участие в экспортных операциях. Статистика показывает, что после создания Таможенного союза (ТС) в 2010 году произошел резкий всплеск взаимообмена продукцией, после этого идет определенное снижение. Тем не менее, есть указания на то, что сейчас, с появлением Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вскроются новые возможности для того, чтобы внешняя взаимная торговля здесь существенно развивалась.

Так, по его мнению, обнадеживающими показателями можно считать положительное торговое сальдо РФ в размере 1,4 млрд долларов в торговле со странами ТС на протяжении последних трех лет. Если взять весь третий мир, за исключением таможенного союза, то положительное внешнеторговое сальдо у Российской Федерации в октябре 2014 года составило 14,9 млрд долларов США.

Согласно данным, представленным генеральным директором ЦМТ, по группам промышленности, неплохую конкурентоспособность демонстрируют группы электрооборудование, а также машины и оборудование. Так в первой группе есть тенденция к росту в торговле со странами ТС. «Это достаточно устойчивый тренд», – отметил он. Доля российских товаров в общем импорте электрооборудования разных стран составляет существенную величину. Так, доля генераторов российского производства в импорте этого вида товаров в странах СНГ составляет 17,7%, телевизоров – 54%. При этом высок спрос на телевизоры из России и в странах ТС – 32,4% общего импорта телевизоров стран ТС. «И даже в общем объеме импорта телевизоров всеми странами мира мы занимаем, на мой взгляд, весьма серьезную престижную долю – 1,3%», – подчеркнул Владимир Саламатов. Он выделил также и такую товарную позицию, как российские проводники электрические напряжением до 1000 вольт. Их доля в импорте данного товара странами СНГ составляет 23,7%, странами ТС – 24,4%. «То есть фактически четверть этого рынка российские производители имеют сегодня в качестве своего устойчивого рынка сбыта», – отметил гендиректор ЦМТ.

Что касается экспорта машин и оборудования, то, по словам Владимира Саламатова, интересным является то, что рынок ТС и рынок СНГ для России, как экспортера, имеют примерно одинаковые параметры. При этом максимальную долю на пространстве СНГ в 99,9% имеют российские топливные элементы для атомных электростанций (ТВЭЛЫ). На мировом рынке за исключением ТС и СНГ эта доля тоже существенная – 43,7% рынка данной продукции. Также хорошие позиции на зарубежных рынках сформировались у турбореактивных двигателей российского производства – 68,5% в странах СНГ и 5% – в странах дальнего зарубежья. «68% в странах СНГ, это тоже весьма серьезная цифра, которая показывает, что российское производство и товарный знак «Сделано в России» весьма значимы на нашем рынке», – подытожил Владимир Саламатов.

Директор департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Точин в ответ заметил, что успехи в экспорте тепловыделяющих элементов связаны «не с нашими конкурентными преимуществами, а с тем, что технология построенных в советское время атомных станций наша, то есть по сути, больше никто не делает это топливо». В целом же в российском экспорте товаров с высокой добавленной стоимостью в страны, не входящие в СНГ и ТС, наблюдается спад. «И это одна из характеристик конкурентоспособности наших производств», отметил –Андрей Точин.

В своем докладе о состоянии конкурентоспособности российской промышленности он сообщил, что согласно международным оценкам экономика России и экономика Казахстана находятся примерно в середине рейтинга конкурентоспособности – на 50-х местах. В 2014 году в этих рейтингах первое место занимала Швейцария, второе – Сингапур, третье – Соединенные Штаты. Япония была на шестом месте, Китай – на 28-м. При этом Россия находится в первой десятке стран по объему и, соответственно, привлекательности внутреннего рынка. Такой разрыв, по словам Андрея Точина, говорит о существенных возможностях с точки зрения наращивания конкурентоспособности российского производства, с другой стороны, он «является показателем существенных рисков и угроз, в условиях которых существует экономика союза, где экономика России является, естественно, превалирующей». Следствием этих угроз является вытеснение продукции отечественных производителей и на внешних и на внутреннем рынке более конкурентоспособными, более дешевыми аналогами. При этом присоединение России к ВТО не поменяло ситуацию – дало лишь инструменты и возможности по защите отечественных производителей на международных рынках. Однако, ВТО сейчас, по словам Андрея Точина, уже в меньшей степени, чем раньше, определяет правила мировой торговли. В последние 20 лет наблюдается тенденция регионализации, и на первый план выходит создание макрорегиональных блоков, как например инициативы по созданию транстихоокеанского, трансатлантического, азиатского партнерств. «И если эти инициативы, что называется, выстрелят, то мы к 2020 году вместе нынешних примерно 20% торговли, осуществляемой в рамках региональных торговых блоков, будем иметь 60-70%». Все это создает риски для российских производителей, поскольку они будут сталкиваться новыми правилами и нерегулируемыми ВТО барьерами на внешних рынках.

Низкая конкурентоспособность российских производств не позволяет получить нужный экономический эффект от создания зон свободной торговли с другими странами, которые имеют развитый производственный сектор. Хотя они и дают определенный выигрыш от упрощения и ускорения торговли. В связи с этим, как отметил Андрей Точин, импортозамещение и развитие экспорта должно быть «следствием сочетания тех усилий, которые направлены на развитие конкурентоспособного как на внешнем, так и на внутреннем рынке производства». В целом, по словам директора Департамента торговой политики ЕЭК, на внешнем рынке Россия может занимать нишу «в области среднего звена продукции, ориентированной на рынки развивающихся стран, которая должна отличаться приемлемым качеством и умеренной ценой». «Именно тех развивающихся стран, где наблюдается на сегодняшний день формирование новых центров потребления и центров развития экономики», – уточнил он. Речь идет, в том числе, о Юго-Восточной Азии, уже сейчас, по его словам, ЕАЭС завершает переговоры с Вьетнамом по соглашению о зоне свободной торговли. Подобные намерения есть и в отношении других стран. Что касается Европейского союза и Китая, то, по словам Андрея Точина, Россия пока не готова к серьезной глубокой экономической интеграции с этими субъектами мировой торговли. «Однако, существует, может быть, незаслуженно позабытый или отправленный в отставку инструмент соглашений о сотрудничестве, которые, в первую очередь, определяют регулятивную сферу, стыковки в регулятивной сфере. Это и таможня, и техническое регулирование, возможно, и транспортное регулирование, что по многим оценкам имеет эффект, вплоть до 15-20% снижения пошлины», – отметил он. На вопрос Владимира Саламатова о том, какие отрасли российской промышленности хотя стать максимально конкурентоспособными на внешних рынках, директор департамента ответил, что это металллургическая отрасли и «ряд товарных позиций сельского хозяйства.

Замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов
представил планы министерства по импортозамещению. Согласно утвержденному 1 октября 2014 года плану в среднем по отраслям обрабатывающей промышленности долю импорта в потреблении планируется снизить к 2020 году с 51% до 39% (по представленным Владимиром Саламатовым данным ЦМТ доля импорта, например в легкой промышленности доходит и до 70%, в производстве машин и оборудования – больше 60%).

В числе мер по стимулированию импортозамещения, в том числе для госкомпаний - механизмы таможенно-тарифного регулирования, стандартизации. Например, в госзакупках планируется давать преимущества использованию национальных стандартов. В ближайшие три месяца будут разработаны отраслевые планы по импортозамещению с перечнями приоритетных и видов продукции и технологий. Для нефтегазовой промышленности такой план уже разработан и утвержден постановлением Правительства. Затем будет проведена оценка возможностей конкурентоспособного замещения необходимых позиций отечественными предприятиями. После этого министерство подготовит предложения по развитию отечественных импортозамещающих производств и по локализации на территории РФ производственных площадок зарубежных компаний. «Мы сегодня говорили про «Мерседес», это, по-моему, единственный только автомобиль, который пока еще не собирается на территории РФ. С учетом запрета закупок для госнужд, который сегодня существует в этой области, я думаю, что и у них возникнет интерес и стимул к тому, чтобы все-таки размещать свои производства, создавать рабочие места, выплачивать налоги на территории нашей страны», – отметил замминистра.

Все предложения будут отражены в уже действующей Госпрограмме развития промышленности и повышения конкурентоспособности, будет разработана и утверждена новая программа развития производства средств производства.

Кроме того, как сообщил замминистра, для реализации планов по импортозамещению будут применяться такие инструменты, как фонд развития промышленности, субсидирование затрат на НИОКР. В конце декабря правительство по конкурсу уже отобрало 29 проектов по 19 импортозамещающим направлениям, в том числе, в энергомашиностроении, нефтегазовом машиностроении, тяжелом машиностроении. Кроме фонда развития промышленности недавно принятый закон «О промышленной политике» ввел и другой новый инструментами стимулирования импортозамещения – специальные инвестиционные контракты. Кроме того, по словам Виктора Евтухова, еще один инструмент, который должен быть задействован при решении задач импортозамещения – установление запретов, ограничений и приоритетов при осуществлении госзакупок. Уже установлены запреты при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд для категорий продукции в автомобильной, легкой промышленности и в станкостроении. В ближайшее время, по его словам, постановлениями Правительства будут установлены и другие ограничения. При этом будет проработан механизм установления приоритетов без нарушения обязательств России в ВТО. «Думаю, мы сможем сделать так, чтобы все-таки средства наших государственных компаний, которые они расходуют на приобретение оборудования и приобретение услуг, товаров, которые производятся в РФ, оставались в нашей экономике», – отметил Виктор Евтухов.

Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов рассказал о работе агентства и о том, какие меры в сфере стандартизации должны способствовать росту конкурентоспособности отечественной промышленности и импортозамещению.

Говоря о планах на 2015 год, Алексей Абрамов отметил, что началась работа по обеспечению внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Уже принят соответствующий закон и подзаконные акты, которые направлены на обеспечение технологического перевооружения российской промышленности. По оценке главы ведомства, придется «провести достаточно длительную и кропотливую работу, очень похожую на реформу технического регулирования», основной целью которой «является создание для предприятий соответствующих стимулов по модернизации технологического оборудования». В результате предприятиям будет выгодно вкладывать средства в модернизацию, которая позволит сократить негативное воздействие, выбросы и сбросы в окружающую среду. При этом они смогут сэкономить на потребляемых ресурсах и получить определенную инвестиционную выгоду. «Мы всячески приветствуем ту работу, которая сегодня проводится «Росстандартом», по формированию наилучших доступных технологий, потому что инвестиции позволили сегодня перевооружиться и быть абсолютно конкурентоспособным на любом рынке, – отметил участник дискуссии – глава Фонда развития трубной промышленности Олег Калинский.

Росстандарт также ведет с Минпромом проект по развитию качества российской продукции и ряд проектов по трансферу технологий и реализации промышленной политики. «Во всем мире стандарты используются, как инструмент трансфера технологий, внедрения инноваций», – пояснил Алексей Абрамов. Вместе с Минпромом ведомство будет оценивать технологические решения в предлагаемых проектах с точки зрения стандартизации. «Мы должны понимать, какие для реализации этих проектов нужны ресурсы, что нужно сделать промышленности для того, чтобы подготовиться к реализации этих проектов, и соответственно, что нужно со стороны органа по стандартизации», – пояснил он. Также он отметил, что необходимо создавать региональную инфраструктуру поддержки промышленности.

В целом, по словам главы ведомства, необходимо перенимать мировой опыт стандартизации, расширять ее активное использование, как инструмента саморегулирования бизнеса. Результат работы с бизнес-объединениями по разработке стандартов может быть использован и государственными регуляторами при установлении уже обязательных правил. Пока же в России основным держателем и заказчиком работ по стандартизации продолжает оставаться государство. «До тех пор, пока государство не будет снижать свою активность в вопросах по стандартизации, не будет передавать эту возможность бизнесу, мы не сможем создать действительно работающую национальную систему по стандартизации, поскольку основным ее интересантом все-таки является бизнес, а не государство», – отметил он.

При этом Алексей Абрамов предложил перейти от прямого бюджетного финансирования разработки стандартов к субсидированию. «Нам важно обеспечить не процесс разработки, а конкретный результат. Мы считаем, что на вложенный бюджетный рубль путем предоставления субсидии мы получим гораздо больший эффект, чем просто выделяя деньги из госбюджета на разработку стандартов. Мы продолжим работать с бизнесом в плане привлечения частных инвестиций, это позволит нам более четко оценивать, какие стандарты нужны, какие эталоны необходимы, в привязке с конкретными задачами и с проектной постановкой вопроса», – отметил он.

Владимир Саламатов в продолжение доклада главы Росстандарта напомнил, что три года назад Госдума приняла изменения в Налоговый кодекс, согласно которым затраты на стандартизацию стали относиться к разряду входящих в состав себестоимости производства продукции. «То есть не нужно это финансировать из чистой прибыли, и предприятия этим должны воспользоваться», – отметил он.

Директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков представил доклад «Стратегии российских компаний в современных условиях». Компания является единственным, полностью российским производителем бытовой электроники в массовом сегменте, а также единственной в России компанией-интегратором комплекса технологий для цифрового телевидения. Как пояснил Андрей Безруков, «компания на протяжении многих лет успешно экспортирует за рубеж и потребительскую электронику, и микрочипы топологии 45 нанометров, это единственное на сегодняшний день в России производство по этой технологии, и программное обеспечение в области шифрования и передачи, обработки сигнала и в том числе телевизионные каналы тематические».

Андрей Безруков подверг критике политику государственную политику по отношению к инновационным предприятиям-экспортерам. По словам Андрея Безрукова, «непредсказуемые изменения конъюнктуры внутреннего национального рынка ставят под угрозу возможности перехода ряда российских технологических компаний из российских лидеров национальных в лидеры глобальные». «В сфере микроэлектронике у нас под угрозу поставлен уникальный проект технологической кооперации с иностранными компаниями, по известным причинам. Мы получили достаточно резкое снижение иностранных заказов на производство телеприставок и другого оборудования телекоммуникационного, а также на корпусирование микрочипов. В то время, как мы на территории России были единственной компанией, которая имеет заказы извне и производит микрочипы на территории России», – заявил он.

Также, по его словам, наблюдается тенденция увеличения нагрузки на бизнес – с 2015 года в законодательство вносятся 130 изменений, касающихся налогообложения, правил начисления уплаты взносов и пособий, формирования и подачи отчетности. Затраты на операционную деятельность, по его словам, увеличивает и изменение порядка уведомления об участии в иностранных компаниях, и о контроле иностранных компаний. «У нас больше десятка филиалов по всему миру, о которых мы будем подавать информацию в контролирующие органы, и это действительно ежеквартально будет нам стоить существенных денег», – посетовал он. В итоге, по его словам, GS Group, «как высокотехнологичная компания, сейчас будет либо приостанавливать, замораживать, либо существенно меньше инвестировать деньги в те проекты, в которых доля вот этих вот исследований и разработок очень высока, потому что они капиталоемкие, и их окупаемость имеет достаточно длительный цикл». «Таким образом, переход России в 6-й технологический уклад за счет национальных производителей будет существенно замедлен», – подытожил Андрей Безруков.

Директор Фонда промышленности Олег Калинский говорил в своем докладе об использовании инструментов ВТО для защиты российских производителей-экспортеров, и также производителей Таможенного союза. В том числе он объяснил, что согласно статье 12 правил и норм ВТО в случае ухудшения платежного баланса страна-член ВТО могут вводить дополнительную защиту от импорта – «корректировать или ограничивать количество или стоимость завозимых на ее территорию товаров». Эти нормы в разное время применялись в ряде стран – таких, как Словакия, Болгария, Румыния, а также и на Украине в 2009 году. «Если будут реализованы на практике, к сожалению, те сценарии, которые сегодня озвучивает ряд экспертов, по падению дальнейшему цены на нефть, то, возможно, мы столкнемся с ситуацией отрицательного платежного баланса. И необходимо помнить, что такая мера имеет место быть в законодательстве ВТО, такой инструмент есть, он использовался, и, может быть, стоит его более внимательно рассмотреть», – объяснил глава Фонда.
«Вы подчеркнули одну очень важную мысль – что недостаточно иметь очень конкурентоспособную продукцию, нужно уметь защищать собственный рынок, и уметь продвигать эту продукцию на международных рынках», – подвел итог выступлению Владимир Саламатов. «Мы сегодня в силах полностью поставить трубную продукцию в любую страну, а с точки зрения Таможенного союза мы закрываем практически все потребности. Но при этом мы понимаем, что добро должно быть с кулаками, и, будучи конкурентоспособными, мы должны также защищать свои интересы, если мы ощущаем недобросовестную конкуренцию вместе с нами. Добросовестную мы не боимся», – отметил Олег Калинский.

Замглавы Федеральной службы аккредитации Сергей Мигин рассказал о том, как ведомство «наводит порядок» на рынке аккредитации, искореняя возможности работы ненадежных фирм, возможности покупки фальшивых сертификатов. За прошедший год у нескольких сотен сертифицирующих организаций была отозвана аккредитация. На сегодня в стране работает порядка 1 800 аккредитованных органов по сертификации, и более 10 000 лабораторий. При этом статистика за 2014 год показывает, что всего 4% организаций оформили 82% разрешительных документов, сертификатов, деклараций. «То есть, концентрация колоссальная, и мы прицельно по этой группе организаций будем работать и в этом году, понимая, что здесь зона риска высока», – заявил Сергей Мигин.

Говоря о вкладе системы аккредитации в рост конкурентоспособности российской промышленности, замглавы ведомства отметил, что «безопасность и качество продукции – это только верхушка айсберга». «Кардинально изменить ситуацию, повысить и производительность труда в нашей экономике, и качество, конкурентоспособность российской продукции не получится без радикального повышения качества менеджмента российских предприятий. Мы готовы и планируем внести свою лепту с точки зрения аккредитации в эту работу», – пояснил он, – За рубежом, когда говорится о сертификации, они в первую очередь имеют в виду сертификацию систем менеджмента».

По его словам, порядка 1,5 миллионов в год выдается сертификатов по всему миру на системы менеджмента. В 2000 году в России было выдано всего 1 500 сертификатов на систему менеджмента, в Штатах – 35 000, в Китае – 25 000. Через 10 лет, в 2010-м году в России было выдано 62 000, в Штатах – 25 000. Китай же сделал рывок на порядок – до 297 000 сертификатов. В 2013 году Россия выдала 11 000 сертификатов, в 6 раз меньше, чем в 2010 году. «Это говорит о том, что качество тех 60 000 сертификатов было неудовлетворительным, мягко говоря», – заявил Сергей Мигин. Он пояснил, что в России это традиционно добровольная сфера, и можно набрать в Интернете «сертификат за час» и узнать, за сколько можно его купить. «Это касается в абсолютном большинстве случаев сертификатов систем менеджмента. Это то, что не находится на сегодня в зоне регулирования Росаккредитации, у нас нет рычагов воздействия на эту ситуацию», – посетовал он.

Замглавы ведомства для исправления ситуации предложил ряд мер. Первое – в законодательстве о техническом регулировании ввести нормы об административной ответственности за нарушения при выдаче сертификатов на систему менеджмента. Второе – развитие техрегламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, где сказано, что для отдельных схем сертификации продукции требуется сертификат на систему менеджмента. «Это нам позволит единым фронтом навести порядок здесь и повысить радикально качество менеджмента, качество управления российскими предприятиями», – подытожил Сергей Мигин.
 

3.151548045888
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика