alma-atinskiy-forum-chto-stoit-za-chlenstvom-v-vto
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: что стоит за членством в ВТО
5 Июня 2013

Вопросы вступления стран Единого экономического пространства во Всемирную торговую организацию будут в центре внимания участников II Алма-Атинскогобизнес-форума (АБФ-2013), открывающегося в этом казахстанском городе. Одновременно здесь пройдет IV Российско-казахстанская промышленная выставка «Expo — Russia Kazakhstan 2013». В последний день форума будет организована биржа контактов. В работе форума принимает участие представительная делегация Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

В этом году форум сделал важный шаг вперед, поставив в повестку вопросы, выходящие за рамки двусторонних отношений. Основная тема форума сформулирована организаторами так: «Вступление в ВТО стран ЕЭП — возможности, перспективы и реальность для предприятий малого и среднего бизнеса Беларуси, Казахстана и России». Эта и другие темы будут обсуждаться на круглых столах и семинарах по наиболее важным проблемам ведения бизнеса предприятиями МСБ в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Участники намерены поднять вопросы более эффективного освоения ресурсов Каспия, а также развития новых транспортных путей между странами. Речь, в частности, пойдет о строительстве скоростной магистрали «Западная Европа — Западный Китай», которая свяжет западные районы Китая, Казахстан и Россию.

Что касается выставки, то ее организовали ОАО «Зарубеж Экспо» и Международная ассоциация фондов мира при поддержке Минпромторга, Минэкономразвития, МИД России, а также ТПП России, Казахстана и Алма-Аты во взаимодействии с казахстанскими министерством индустрии и торговли и министерством нефти и газа.

Ожидается, что в выставке примут участие свыше 200 российских и казахстанских компаний, представляющих предприятия крупного, малого и среднего бизнеса. Предполагается также участие руководителей ассоциаций деловых кругов России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана.

В Торгово-промышленной палате России отмечают, что присоединение к ВТО вызывает опасения, что после снижения импортных пошлин по широкому спектру товарных групп иностранная продукция хлынет на национальные рынки, обострив конкуренцию, что в конечном итоге может привести к банкротству многих производителей.

Так, с Запада идет продукция высокого качества по сопоставимым ценам, что обусловлено высоким технологическим развитием этих стран, высокой производительностью труда и благоприятными условиями для ведения бизнеса.

Товары с востока отличаются низкой ценой при сопоставимом качестве, что обусловлено в первую очередь дешевой рабочей силой. В последнее время инновационное развитие в этих странах сделало внушительный рывок. Тем не менее, членство в ВТО дает адекватные возможности и инструменты для защиты своего рынка. С момента ратификации протокола о присоединении к ВТО не произошло резкого снижения уровня тарифной защиты рынка ввиду оговоренных переходных периодов, согласно которым первоначальные ставки ввозных пошлин меняются постепенно. По наиболее чувствительным товарам установлены относительно длительные переходные периоды — от 5 до 7 лет.

Но государство может оказывать поддержку национальным производителям в пределах оговоренных лимитов. Этот инструмент дает возможность изменить подходы к управлению производством, повысить эффективность, производительность труда, диверсифицировать продукцию.

Надо сказать, что возможность государственного субсидирования кроет в себе и определенные угрозы. Оно лишает предприятия стимула для развития, а сами субсидии зачастую расходуются на покрытие убытков, вызванных неэффективной организацией производства.

Поэтому еще до присоединения страны к торговому клубу должен быть выработан четкий план поддержки отраслей национальной экономики с акцентом на модернизацию производств. И здесь ключевую роль должны играть объединения предпринимателей, которые наиболее точно могут предсказать ситуацию в отрасли.

Снижение пошлин дает возможность сократить издержки предприятий по многим направлениям. Однако к этому надо быть готовым и заранее начать переговоры с зарубежными партнерами.

Так, для модернизации производства целесообразно закупать импортные машины и оборудование, которые позволят модернизировать производства, повысить производительность труда. При этом не следует забывать и о подготовке специалистов для работы на этом оборудовании.

Присоединение к ВТО приведет также к снижению стоимости капиталов, значительно расширит финансовый инструментарий. В совокупности с государственной поддержкой это даст возможность обновить основные фонды предприятий и повысить квалификацию персонала. Присоединение к ВТО приведет и к снижению стоимости технологий как производственных, так и управленческих.

Но не следует забывать, что таможенный тариф — не единственный инструмент защиты внутреннего рынка. Например, страны ЕС достаточно успешно используют методы нетарифной защиты, включая стандарты и систему сертификации.

Правила ВТО дают широкие возможности для борьбы с демпингом. В случае намеренного демпинга иностранными компаниями пошлины могут быть повышены для защиты внутреннего рынка. Этим инструментом пользуются многие страны ВТО. Из наиболее ярких примеров — тарифная защита против китайского стального проката.

Одна из острых проблем — дефицит квалифицированных специалистов для работы с ВТО. Поэтому встает задача подготовки соответствующих профессионалов как для государственной службы, так и для бизнеса.
В ИПП РФ имеется Международный институт менеджмента для объединений предпринимателей, который совместно со специалистами Минэкономразвития провел цикл семинаров о нормах и правилах ВТО, а также об условиях вступления России в эту организацию.

На базе Центра международной торговли работает Международный деловой центр «Россия в ВТО», который тоже проводит обучающие семинары с привлечением сотрудников секретариата ВТО в Женеве и авторитетных зарубежных специалистов, имеющих опыт работы в ВТО.

В Торгово-промышленной палате считают, что для успешной адаптации бизнеса к правилам и процедурам ВТО необходимо будет выстроить четкую систему взаимоотношений между властью и бизнесом. Государство нуждается в понятных сигналах от бизнес-сообщества, которое должно своевременно информировать о препятствиях, возникающих для отечественных товаров и услуг, а также о правилах игры в отдельных секторах экономики. На данном направлении важнейшая роль принадлежит предпринимательским союзам и ассоциациям.
 

Анна Соколова, ТПП-Информ

 

3.151548016136
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика