13.01.2017

В рамках Гайдаровского форума состоялась панельная дискуссия «Устойчивый экономический рост: модель для России»

Еще одна дискуссия Гайдаровского форума, которую эксперты ЦМТ обозначили ключевой - «Устойчивый экономический рост: модель для России», основными вопросами которой стали перспективы экономического роста нашей страны на период 2018–2024 годов, приемлемость для России международного опыта макроэкономического регулирования, устойчивость российских финансовых рынков, эффективность использования бюджетных средств, технологическое состояние российской экономики. 


В панельной дискуссии приняли участие: Алексей Кудрин, председатель Совета Центра стратегических разработок, Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты РФ, Антон Силуанов, министр финансов РФ, Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка РФ, Максим Орешкин, министр экономического развития РФ, Сирил Муллер, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии и Андрей Клепач, заместитель председателя Внешэкономбанка (главный экономист). Модератором сессии выступил Сергей Синельников-Мурылев, ректор ВАВТ Минэкономразвития РФ.


«Технологические вызовы перед Россией гораздо больше, чем геополитические… Это самый главный вызов в стране»
Алексей Кудрин, председатель Совета Центра стратегических разработок


Ключевой доклад панельной сессии представил Алексей Кудрин. По его словам, основные вызовы, которые сегодня стоят перед страной, всем хорошо известны: это демографические вызовы, недостаток инвестиций, технологическое отставание, низкая производительность, недостатки госуправления.

Вопрос для голосования: какой вызов для России в 2018-2024 будет, по Вашему мнению, самым важным? По данным проведённого опроса участников, ключевым вызовом станет неэффективность государственного управления (30,3%), на втором месте – технологическое отставание (26,1%), далее следуют изоляция на внешнем рынке (19,4%), демографический фактор (12,12%) и враждебность бизнес-среды для частной инициативы (12,12%).


«Старая модель нашей экономики пока не работает, но и новая модель пока не запустилась»
                    Алексей Кудрин, председатель Совета Центра стратегических разработок


Кратко комментируя все перечисленные риски, Кудрин сказал, что выйти на уровень общемирового роста ВВП России необходимо для того, чтобы сохранить свою долю в общемировой экономике. Мир стремится к активной перестройке своих энергетических источников потребления, что не позволяет нашему государству придерживаться инерционного сценария развития. Рассматриваемый сегодня вопрос по повышению пенсионного возраста продиктован существующим вызовом роста показателя смертности над показателем рождаемости, что в десятилетнем периоде приведет к существенному сокращению доли трудоспособного населения. Говорить о резком притоке инвестиций в нашу экономику сегодня неразумно, учитывая существующие геополитические условия. 


«Мы столкнулись с проблемой технологического отставания от мира»  
Алексей Кудрин, председатель Совета Центра стратегических разработок


Ключевым риском остается низкий показатель производительности. Темпы роста производительности в середине 2000-х годов, например, даже превысили уровень общемировых, но сегодня ее уровень стабильно снижается. К сожалению, на сегодня России отстает от лидеров в разы. В соответствии с ранее составленными планами развития, доля промпредприятий в ВВП должна была достигнуть 50%, но, к сожалению, сдвига в данной области также не произошло.


«Почему Россия отстает в технологиях? Конечно, потому что в технологиях больше рисков, чем в обычном бизнесе»
Алексей Кудрин, председатель Совета Центра стратегических разработок


Проблемы технологического отставания не позволят России оставаться активным  участником мирового рынка и несут прямую угрозу безопасности государства. Состояние государственных институтов находится на крайне низком уровне, чтобы противостоять основным вызовам. Поэтому основная задача – это изменения в области госуправления, в области институтов, непрерывного образования, здравоохранения, инфраструктуры, логистики. Принимаемые решения в сегодняшних условиях должны быть в десятки раз быстрее. Уровень государственных расходов составляет у нас порядка 37% ВВП, необходимо сократить показатель хотя бы до 34%, и для этого необходим поиск новых источников.

Вопрос для голосования: в какой сфере вы предполагаете первоочередную необходимость преобразования? По данным проведённого опроса участников, самое узкое место в российской системе – это госуправление (33%), на втором месте контрольно-надзорные функции (17,9%), на третьем - социальная сфера (11,3%).

По словам Максима Орешкина, за прошедшие два года бюджетную и кредитно-финансовую политику государства можно признать совершенно адекватной. Результатом ее реализации явилось снижение инфляции, стабилизация курса доллара, что, в свою очередь, создает определённую предсказуемость дальнейшего развития каждого участника рынка. Совершенно очевидно, что резко нарастить инвестиции в ВВП не получится. Высокие риски для инвесторов и административные препятствия являются основными барьерами для дальнейшего роста инвестирования.


«Мы столкнулись с парадоксом: технологическое развитие – это приоритет, но мы упираемся в то, что в процентах к ВВП государственное финансирование НИОКР застряло на уровне 8 лет».
          
Андрей Клепач, заместитель председателя Внешэкономбанка (главный экономист), 
член Совета директоров ПАО «ЦМТ»


Андрей Клепач сказал, что не все инвестиции в технологии могут быть успешны, быстрой отдачи быть не может. Главный вопрос не в деньгах, а в том, как отбираются проекты. Созданные институты управления инновациями нуждаются в координации с приоритетными задачами и дополнительном финансировании. Проекты РВК и Сколково предполагают, например, 50% финансирования, что совершенно невозможно в современных условиях. Необходим серьезный и честный анализ того, что на самом деле создано всеми институтами развития на сегодняшний день. Все институты, связанные с разработкой и внедрением технологий и инноваций, нуждаются в дополнительном финансировании, которое позволяет формировать некую свободу для деятельности. И конечно, необходима большая активность со стороны Российской академии наук, поскольку, фактически, все существующие институты действуют разрозненно и неэффективно.


«Все происходившие кризисы были связаны с тем, что экономика не была диверсифицирована»
Антон Силуанов, министр финансов РФ


По мнению Антона Силуанова, вопросы адаптации бюджета к новым условиям во всем мире решаются за счёт диверсификации, и у России существуют большие возможности,  не увеличивая налоговую нагрузку, найти новые источники поступления доходов, чтобы сформировать лучшую структуру в ближайшие 5-7 лет.


«Основной шоковый период Россией пройден»
Антон Силуанов, министр финансов РФ


По словам Татьяны Голиковой, была проведена большая работа по сокращению бюджетных расходов, основные результаты падения цен на нефть станут видны в конце 2017 года. Голикова подчеркнула, что сегодня существует порядка 35 институтов развития. На них выделялись значительные государственные средства, но результаты проверок показали частую неэффективность их использования, либо неиспользование вообще, это относится и к инфраструктурным, и к прочим проектам. По словам Голиковой, для того чтобы остаться на сегодняшнем технологическом уровне России необходимо финансирование в размере минимум 200 млрд рублей, но, главное, что отрасли должны быть готовы принять финансовые средства, что на практике не всегда происходит и не всегда совпадает во времени.

По мнению Сирила Муллера, необходимость улучшения производительности в экономике – это краеугольный камень каждого государства без исключения. Основные векторы для улучшения - конкурентоспособность, упрощение бизнес-регулирования. Опыт большого количества стран, которые прошли более чем серьезный путь реформ показывает, что государство не должно препятствовать появлению новых игроков на рынке. Следующий вектор – инновации, и тут российские государственные органы демонстрируют более активное внедрение инноваций, чем частный бизнес. Исследования показывают, что российские частные компании более инертны, чем в странах ОЭСР (10% против 40%). И третий ключевой фактор - компетенции и профессиональная подготовка.


Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001-2016 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12 • servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика