18.05.2017

Стратегия экономической безопасности России вступила в силу

15 мая 2017 года вступил в силу Указ Президента России № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Согласно указу, Правительство в трехмесячный срок должно разработать меры по реализации Стратегии экономической безопасности государства с целью обеспечения противодействия вызовам и угрозам извне, предотвращения кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также недопущения снижения качества жизни населения.

ЦМТ Москвы

Предыдущая государственная стратегия экономической безопасности была принята в 1996 году и была обусловлена нарастающими кризисными явлениями в экономике. Решение о разработке нового документа было принято на заседании Совета безопасности России в июле 2015 года. Члены научного совета при Совете безопасности подчеркивали, что в условиях резкого обострения глобальной конкуренции появляются новые вызовы и угрозы национальной безопасности и поступательному развитию России. Это вызывает необходимость обновления концепции формирования системы обеспечения экономической безопасности. По мнению экспертов Совбеза, экономические интересы государства и общества стали основной мишенью в условиях глобальной конкуренции, поэтому была поддержана инициатива о включении «экономической безопасности»* в приоритеты национальной безопасности. Актуальная Стратегия является  основой  для  формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

К основным внешним вызовам и угрозам, согласно Стратегии экономической  безопасности, относятся: стремление развитых зарубежных государств использовать свои конкурентные преимущества в экономике и области высоких технологий; усиление колебаний конъюнктуры  мировых  товарных и финансовых рынков; изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы; применение механизма санкций против России; подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам; деятельность  создаваемых  без  участия  России экономических  объединений  в  сфере  торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений и другие. Гораздо длиннее перечень внутренних факторов, таких как исчерпание экспортно-сырьевой  модели экономического развития, недостаточный объем инвестиций в реальный сектор   экономики, низкие темпы экономического  роста,  несбалансированность национальной бюджетной системы, недостаточно эффективное государственное управление, высокий уровень  коррупции, неравномерность пространственного развития страны и усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, недостаток квалифицированных трудовых ресурсов.

Целями государственной политики в области обеспечения экономической безопасности являются: укрепление экономического суверенитета России, повышение  устойчивости  экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, обеспечение экономического роста, поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности, поддержание потенциала  отечественного ОПК на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны, повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Стратегия содержит основные задачи по реализации каждого направления.

Так, в перечне основных задач, касающихся реализации сбалансированного пространственного и регионального развития РФ выделено приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего  Севера,  Дальнего  Востока,  Северного   Кавказа,    Крыма  и Калининградской области, а также развитие Северного морского пути, модернизация БАМа и Траннсиба. В перечне основных задач по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества зафиксировано расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках государств-членов СНГ, ЕАЭС, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества (Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Пакистан) и других, а также оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений.

Центр международной торговлиДля своевременного выявления угроз экономической безопасности государства и оперативного реагирования на них формируется система управления рисками, основными задачами которой является выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов, оценка необходимых ресурсов для нейтрализации рисков и угроз, планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности и определение задач ФОИВ, выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, а также формирование ответных мер.

Индикаторами состояния экономической безопасности в соответствии с новой Стратегией определены следующие показатели:   

  • индекс физического объема валового внутреннего продукта (ВВП);
  • валовой  внутренний  продукт  на  душу  населения  по  паритету покупательной способности;
  • доля российского валового внутреннего продукта в мировом ВВП;
  • доля инвестиций в основной капитал в ВВП;
  • степень износа основных фондов;
  • индекс промышленного производства;
  • индекс производительности труда;
  • индекс денежной массы (денежные агрегаты М2**);
  • уровень инфляции;
  • внутренний  государственный долг России;
  • государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг;
  • внешний долг России, в том числе государственный внешний долг;
  • чистый ввоз (вывоз) капитала;
  • уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации;
  • коэффициент напряженности на рынке труда;
  • энергоемкость валового внутреннего продукта;
  • доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал;
  • доля  инновационных  товаров,  работ,  услуг  в  общем  объеме отгруженных товаров, работ, услуг;
  • доля  высокотехнологичной  и  наукоемкой  продукции  в  ВВП;
  • доля организаций, осуществляющих технологические инновации;
  • дефицит федерального бюджета;
  • отношение золотовалютных резервов России к объему импорта товаров и услуг;
  • индекс физического объема экспорта;
  • индекс физического объема импорта;
  • сальдо торгового баланса;
  • доля машин, оборудования и ТС в общем объеме несырьевого экспорта;
  • доля населения трудоспособного возраста  в общей численности  населения;
  • доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
  • индекс производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых»;
  • доля прироста запасов полезных  ископаемых  (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов;
  • баланс производства и потребления  энергоресурсов  (на  душу населения);
  • индекс  предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств;
  • дефицит  консолидированного  бюджета субъектов РФ;
  • доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта;
  • доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;
  • доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров;
  • оборот розничной торговли;
  • распределение численности занятых в экономике по уровню образования;
  • децильный коэффициент; ***
  • доля работников с заработной платой ниже величины  прожиточного минимума;
  • уровень преступности в сфере экономики.  

Мониторинг состояния экономической безопасности будет осуществляться на основе данных официального статистического наблюдения, информации властных структур и государственных организаций с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности. По результатам мониторинга перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться. Стратегия планируется к реализации в два этапа. Первый этап определяется до 2019 года, предусматривает разработку и реализацию мер организационного, нормативно-правового и методического характера для обеспечения экономической безопасности, совершенствования механизмов мониторинга и оценки ее состояния. Второй этап, до 2030 года, предусматривает выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Стратегия реализуется в процессе комплексного осуществления всех мер, разработанных в рамках государственного стратегического планирования. Корректировка Стратегии будет осуществляться каждые 6 лет с учетом результатов ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности. По результатам реализации Стратегии и мер по дальнейшему укреплению экономической безопасности России Правительство РФ готовит ежегодный доклад Президенту. Итогом реализации настоящей Стратегии должно стать обеспечение экономического суверенитета нашего государства, формирование устойчивости национальной экономики  к  внешним  и  внутренним  вызовам  и  угрозам, поступательное социально-экономическое развитие, укрепление общественно-политической стабильности и рост качества жизни населения.


* в контексте Стратегии под термином "экономическая безопасность" понимается    «...состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

**  денежный агрегат М2 включает в себя деньги, обслуживающие текущий платежный оборот; сберегательные бесчековые депозиты; срочные депозиты населения и предприятий; краткосрочные государственные ценные бумаги.

***  децильный коэффициент  - соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения.

 


3.151503201652
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001-2016 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12 • servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика