09.06.2017

Россия и страны АСЕАН: перспективы развития сотрудничества (Часть 1)

В современной геополитической обстановке развитие внешних связей России, в том числе торгово-экономических, со странами, объединёнными в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), становится ещё более актуальным. Санкции, введенные государствами Евросоюза и США против России, заставляют искать новые рынки, расширять уже существующие и налаживать новые экономические связи со странами АСЕАН, где видны реальные возможности для упрочнения наших позиций. При успешной реализации работы в данном направлении Россия способна в течение нескольких лет  компенсировать свои потери от блокирования европейского и американского рынков, поэтому улучшение экономических связей со странами ЮВА является приоритетным в структуре экономической стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Страны региона показывают высокую положительную динамику роста экономик в глобальной системе мировых внешнеэкономических связей.  АСЕАН, образованная в 1967 году, объединяет Бруней-Даруссалам, Социалистическую Республику Вьетнам, Республику Индонезия, Королевство Камбоджа, Лаосскую НДР, Малайзию, Республику Союз Мьянма, Республику Сингапур, Королевство Таиланд и Республику Филиппины. Статус наблюдателя есть у Восточного Тимора и Папуа-Новая Гвинея. В 2007 году на саммите на Филиппинах  была принята программа создания Экономического сообщества АСЕАН, реализация «дорожной карты»  завершена, как и планировалось к концу 2015 года. Триединое сообщество АСЕАН включает в себя экономический, политический и социокультурный компоненты. Целью построения ЭС АСЕАН является формирование единого рынка и единой производственной базы (включая свободное движение товаров, услуг, инвестиций, капитала, рабочей силы), повышение конкурентоспособности региона в целом, достижение сбалансированного экономического развития всех стран «десятки» и полномасштабная интеграция Ассоциации в мировую экономику.

При создании экономического сообщества АСЕАН, общее население которой составляет 600 млн человек с совокупным ВВП порядка $3,5 трлн долл., предусмотрен определенный отход от принципа единства, что обусловлено  разницей в уровнях экономического развития государств-членов. Также существует ряд трудностей интеграции в области торговли сельскохозяйственной продукцией и гармонизации таможенного законодательства.  План формирования ЭС включает в себя 506 пунктов. Одной из целей Сообщества являлось упрощение торговых отношений. На сегодняшний день АСЕАН-6 (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) практически ликвидировал свои межрегиональные тарифы, на 99,2% тарифных линиях до 0%. Для четырёх остальных, менее развитых стран (Вьетнам, Мьянма, Камбоджа и Лаос) предусмотрена другая шкала снижения тарифов возможностью продления срока до 2018 с учетом их интеграционной готовности. Были приняты меры по упрощению правил происхождения товара, запущен проект по самостоятельной сертификации товаров, для обмена товарными данными и информацией функционирует платформа «Единого окна АСЕАН». АСЕАН также принял меры по снижению технических барьеров в торговле: созданию единых стандартов, требований и разработок руководящих принципов. Пока у АСЕАН введены отраслевые стандарты для электрооборудования и электроники, косметики и лекарственных препаратов. Стандарты в секторе продуктов питания, автомобильном и строительно-монтажном секторе еще находятся в разработке.

Считается, что привлекательной чертой АСЕАН являются относительно стабильные макроэкономические основы экономик стран-членов. С 2015 года основным вектором развития АСЕАН является  углубление экономической интеграции. В сфере инфраструктуры приоритет отдается развитию наземного, водного  и воздушного транспорта, энергетических сетей и информационно-коммуникационных технологий. В рамках генплана развития выделено 15 ключевых проектов, включая строительство общей сети автомагистралей и железной дороги от Сингапура до Куньмина. Например, в настоящее время в Таиланде реализуется в Таиланде инфраструктурный план, состоящий из 55 проектов (31 – строительство ж/д,  13 – автодороги, 7 - развитие путей, 4 - воздушный транспорт, включая проект «Открытого неба»).

ОЭСР рассматривает регион, как двигатель глобального роста. Внешний долг АСЕАН  на текущий момент составляет 47% от ВВП. Страны АСЕАН являются четвертыми по уровню экспорта в мире, уступая только США, ЕС и Китаю. Эксперты считают, что темпы роста для каждой страны останутся разными, более крупные страны АСЕАН-5 – это Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, сохранят средние показатели. Прогнозируется, что лидером прироста ВВП будет Индонезия (прогноз дол 6%) за счет существенных резервов внутреннего спроса и дешёвого уровня рабочей силы. Сектор МСП в Ассоциации обеспечивает от 50% до 95% занятости и  составляет 96% от общего числа предприятий. МСП создает  от 30% до 53% ВВП стран-участниц. Для поддержки сектора МСП в глобальных цепях поставок функционирует центр поддержки, образовательные программы, введены общие критерии кредитоспособности компаний и пр.

Основными торговыми партнерами АСЕАН являются Китай, США, ЕС, Япония. Экономическое сотрудничество Россия – АСЕАН носит в большей степени проектный характер. При положительной динамике роста товарооборота и экономических связей, эксперты отмечают большой потенциал в развитии  отношений. Рост торговли России и АСЕАН составляет порядка 11%, при этом больше половины этого показателя обеспечено высокотехнологичной продукцией и машиностроением. Однако оборот услуг и капитала между Россией и АСЕАН очень маленький. По оценке Минэкономразвития задача сотрудничества состаоит в том, чтобы довести и торговлю в данном секторе до цифр сопоставимых с товарооборотом. Товарооборот России с каждой из наиболее развитых стран АСЕАН – Индонезией, Малайзией и Сингапуром составляет порядка 3 млрд долларов. Каждая из стран АСЕАЕ интересна как партнер для России по различным отраслевым признакам:  например, Индонезия отличается крупными проектами, в частности, проектом железнодорожного строительства на о. Калимантан. Малайзия привлекательна существующим таможенным режимом. В сферу двухстороннего сотрудничества  с АСЕАН входят как энергетика, космос, так и продовольствие, культура и туризм. Многие страны в регионе находятся в стадии урбанизации, индустриализации и электрификации, что создает значительный потенциал для двухсторонних проектов, рад которых поддерживается Финансовым фондом диалогового партнерства Россия-АСЕАН. В регионе работают такие компании как ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОК «Русал», ПАО «Камаз», ИПГ «Ви Холдинг», ОАО «НИК НИИДАР». Среди лидирующих позиций российского экспорта продукция ТЭК, машины, технические средства и оборудование, продукты химической отрасли. Объем этих отраслей в экспорте составлял 60%, 15% и 12% соответственно.


В 2015 году в странах АСЕАН было реализовано четыре крупных проекта применения ГЛОНАСС/GPS - технологий: в области транспорта, логистики, нано-биотехнологий и пищевой промышленности. Проект ГЛОНАСС/GPS реализует ОАО «Российские космические системы»», стоимость проекта 1 млрд. долл. США. Роскосмосом был реализован еще один проект по практическому использованию технологий дистанционного зондирования Земли для решения социально-экономических задач.

Антивирусная программа «Касперский» занимает ведущие позиции на рынке ЮВА, например, она установлена на компьютерах штаб-квартиры АСЕАН. В области гражданской авиации Россией с 2012 года был совершен ряд сделок с партнерами из Индонезии «Картика эйрлайнз» («Kartika Airlines) и Таиланда «Ориент Тай эйрлайнз» («Orient Thai Airlines») и Малайзии «Креком»  («Crecom Burj Resources»). В 2011 году индонезийской компанией «Телком» («Telcom») был заключен контракт на изготовление спутника связи, который в дальнейшем был запущен с российского космодрома. Кроме того, В 2006 году с космодрома Байконур был запущен малайский телекоммуникационный спутник. В 2015 году после четырехлетнего перерыва  был возобновлён  проект «РЖД» на о. Калимантан в Индонезии общей стоимостью 4 млрд долл. США, который должен быть реализован к 2020 году.

Ожидается, что в сфере сотрудничества Россия – АСЕАН появятся крупные проекты, которые задействуют значительное количество субъектов в сфере сельского хозяйства, энергетики, транспорта, промышленности, инноваций, а также привлечет к сотрудничеству сектор МСП. В 2015 году при содействии «Росатома» в сфере в ядерной энергетики и использования мирного атома в Таиланде стала функционировать рабочая группа, которая занимается расширением сотрудничества в области фундаментальных и прикладных исследований и обучения. Наиболее крупным вложением таиландского капитала, например, в российскую экономику является реализуемый таиландской компанией «Чароен Покпанд Фудс» инвестиционный проект стоимость. 300 млн долларов по строительству комбикормового завода на территории Луховицкого района и свиноферм в Московской, Калужской, Курской и Калининградской областях.

Существует ряд сложности в развитии более эффективного партнерства с регионом. Одной из проблем, которые необходимо отметить является недооценка условий, в которых приходится работать на азиатском рынке российскому бизнесу.  Рынок в странах АСЕН достаточно конкурентный, как в каждом сформировавшемся рынке, в нем сложно найти свободную нишу. Для получения определенной доли в сложившихся структурах экономик ЮВА компании должны предлагать конкурентоспособные товары и услуги, высокотехнологичные товары, способные завоевать авторитет на других рынках. Некоторые традиционные статьи российского экспорта вытесняются товарами из стран АСЕАН. Эти товары включают в себя химическую продукцию – удобрения, продукты нефтепереработки и сталь. Следующей сложностью является отсутствие преференциальных отношений, а также долгую и сложную процедуру отбора компаний с государственным участием на территории стран АСЕАН, что вносит сложности в эффективную реализацию проектов. Также выделяют отсутствие прямого воздушного сообщения с некоторыми странами АСЕАН и сложность логистических цепей.

Одним из нерешенных на сегодня факторов является недостаток информации в нашей стране о возможностях для кооперации. Существует недостаточное информирование деловых кругов о возможностях и особенностях ведения бизнеса. Тратится значительное количество ресурсов для преодоления информационного разрыва, на установление деловых контактов между представительствами государств и бизнес структур.  Дефицит информации о России еще больше присутствует  в странах АСЕАН. Расширение присутствия российского бизнеса в странах АСЕАН, по мнению экспертов, может увеличить и доступ к информации, и к возможностям, которые предлагают обе стороны.

Продолжение аналитического материала >>


3.151503201710
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001-2016 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12 • servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика