11.07.2017

Программа развития цифровой экономики стала приоритетным проектом страны

Очередное заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, состоявшееся 5 июля 2017 года, было посвящено новой государственной программе развития цифровой экономики в России. В заседании, проходившем под председательством Владимира Путина, приняли участие члены Совета: Дмитрий Медведев, председатель Правительства, заместитель председателя Совета; Валентина Матвиенко, председатель СФ ФС; Вячеслав Володин, председатель Государственной Думы ФС; Антон Вайно, руководитель Администрации Президента; Игорь Шувалов, Первый заместитель председателя Правительства, заместитель председателя правительства и помощники Президента России; Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций; Денис Мантуров, министр промышленности и торговли; министры и полномочные представители Президента в федеральных округах; Сергей Катырин, президент ТПП РФ; Алексей Кудрин, зампред Экономического совета при Президенте; мэр Москвы Сергей Собянин, а также приглашенные на заседание руководители Министерств, госкорпораций и деловых структур.


Правительство РФ на основании поручения о выработке системных подходов к наращиванию кадровых, интеллектуальных и технологических возможностей государства в  области цифровых технологий подготовило соответствующую программу, реализация которой рассчитана на 7 лет.


«…цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы - всего общества»

Владимир Путин, Президент России


По словам Путина, за последние годы в России зафиксирован ощутимый прогресс по многим направлениям цифрового развития. По охвату широкополосного интернета и беспроводных сетей государство находится на уровне ведущих стран. За прошедшие 6 лет доля доступа домашних хозяйств к сети интернет возросла с 48,4% до 74,8%, средняя скорость интернета в России в прошлом году увеличилась на 29%, что сопоставимо с уровнем Франции и Италии. К началу текущего года рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 мдрд рублей. Благодаря высокому уровню компетенций российских специалистов в области IT,  отечественные компании предлагают уникальные программные решения, которые используются в различных отраслях, в частности, при создании «умных городов». По уровню применения цифровых технологий в современной городской инфраструктуре Москва входит в число мировых лидеров, таких как Торонто, Токио, Гонконг, Барселона и Сидней. По применению цифровых сервисов при взаимодействии государства с гражданами  столица России занимает первое место в рейтинге, по уровню создания инфраструктуры для реализации инновационных решений - второе место в мире, по уровню развития новых бизнес-моделей на основе массового внедрения передовых технологий и системе образования, отвечающей потребностям рынка труда будущего, - третье место.


«Невозможно сегодня эффективно управлять нуждами и проблемами 12 миллионов человек без внедрения информационных технологий»

Сергей Собянин, мэр Москвы


По словам Сергея Собянина, успешно работает система госуслуг для граждан (6 млн зарегистрированных пользователей), реальностью стали 74 услуги для бизнеса, основные услуги в сфере транспорта, строительства, земельно-имущественных отношений. Портал «Наш город» (1 млн пользователей) аккумулирует жалобы населения по 187 городским проблемам, это - 90% всех проблем, с которыми сталкиваются горожане. Через данный портал  они решаются в среднем за 4 дня. За последние годы таким образом решено около 2 млн проблем. С помощью системы «Активный гражданин» (1 млн пользователей) реализовано 1,5 тыс решений для города. В Москве уже функционирует целый ряд проектов:  единый электронный дневник, система записи в детский сад, школу, что исключает существовавшие ранее коррупционные схемы, создана единая система прохода и питания школьников. В целом для города персонифицированный учёт дает экономию около 5 млрд рублей. Следующий этап – это информатизация образования: внедрение новых технологий, единой образовательной среды с  общей информационной базой и качественным контентом. В процессе реализации находится проект формирования единой медицинской информационной системы в здравоохранении и управлении трудовыми ресурсами. Следующий этап - внедрение электронных медицинских карт, электронных больничных, электронных рецептов, централизованного лабораторного сервиса, создание информационной и методической базы рентгена, МРТ, КТ, обеспечение единой методической поддержки врачам для диагностирования. В планы также входит создание интеллектуальной транспортной системы (проект реализуется уже 3-4 года): управление транспортными потоками, внедрение системы контроля за  движением и фото-, видеофиксация нарушений ПДД, контроль за работой общественного транспорта. Приоритетными направлениями являются системы управления ЖКХ, ГЛОНАСС, технологии контроля и сбора данных. По мнению Собянина, стандарты в программе обучения информатике как в школах, так и в вузах требуют существенного улучшения и в плане квалификации преподавателей, и в методическом плане в целом.

По мнению Николая Никифорова, цифровая экономика является особым экономическим укладом, в котором данные представляют собой самостоятельную экономическую сущность, фактически, это экономика данных. Прошедшие 5-10 лет принесли существенные технологические и телекоммуникационные сдвиги, благодаря которым сегодня человека окружают десятки автоматических устройств, ставшие привычными, и процесс развития технологий только ускоряется. Помимо традиционных алгоритмов работы, появляются новые технологии с  большими объемами данных или распределёнными реестрами. Среди инноваций наиболее перспективна технология блокчейн, включающая в себя виртуальную реальность, искусственный интеллект, квантовые технологии и др. Данные технологии постепенно охватывают в мире все отрасли: и транспорт, и финансы, и здравоохранение, и торговлю, и госуправление. Они вносят существенные изменения в традиционный уклад. Поэтому для сохранения конкурентоспособной экономической позиции и обеспечения национальной безопасности России необходимо лидировать в  процессах цифровых трансформаций. Главной идеей программы «Цифровая экономика» является формирование критического набора условий для реализации и ускоренного развития данных процессов в России. В качестве базовых выделяется пять составляющих: инфраструктура, нормативная база, технологические заделы, кадровый потенциал и информационная безопасность. Наше государство должно обеспечить условия, привлекательные для мировых разработчиков. Не стоит забывать, что территориальная протяженность России, а также различные климатические условия создают дополнительные сложности для реализации подобных проектов. При этом Никифоров подчеркнул успехи в развитии современной инфраструктуры в последние годы:  волоконно-оптические линии проложены до Магадана, Камчатки, Якутии, в малые населённые пункты и в ближайшее время будут протянуты до Норильска. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия занимает второе место в мире по самым низким ценам на мобильный интернет и сотовую связь,  десятое место по ценам на фиксированный доступ в интернет. Российские программисты занимают лидирующие позиции на  международных соревнованиях, экспорт IT услуг растет и достиг 7 млрд долл. по итогам прошлого года. Сегодня в России работает порядка 500 тыс. программистов, а для реализации стоящих задач их число должно достичь 1 млн, поскольку стране необходимы отечественные цифровые платформы и национальные компании-лидеры.


«Мы многие годы поддерживали широкий спектр традиционных отраслей: сельское хозяйство, различные сферы промышленности, авиапром, автопром. Сейчас настал момент, когда мы действительно должны поддержать это направление (цифровые технологии)»

Николай Никифоров, Министр связи и коммуникаций


Целью сраны является создание определённой экосистемы, в которой будут работать и крупные операторы цифровых платформ, и малый бизнес, и стартапы, и нишевые компании из различных секторов экономики. По мнению Никитина, Россия может обеспечить глобальную конкурентоспособность национальной экономики, может даже достичь лидерских позиций по некоторым направлениям, однако для этого нужна консолидация партнёров, в том числе и на международном уровне. На первом этапе применение данных технологий целесообразно в здравоохранении, государственном управлении и при создании «умных городов», поскольку это наиболее социально значимые отрасли, и роль государства здесь наиболее высока. Текущая оценка объёма ежегодных затрат в рамках операционного плана составляет около 100 млрд рублей. Но программа вовсе не ограничивается этими направлениями.

По словам Дениса Мантурова, системный переход на цифровую модель развития может принести существенные результаты уже в семилетнем периоде. Рост производительности труда в  обрабатывающих отраслях может превысить 30%, а вклад в ВВП секторов, базирующихся на передовых производственных технологиях, возрастет на 15%. В нашей стране уже применяются принципы цифровизации, например, при реализации таких высокотехнологичных проектов, как «МС-21», атомный ледокол «Арктика» и многие другие проекты, осуществляемые с помощью методов цифрового проектирования и цифрового моделирования. Для более широкого охвата, по мнению Мантурова, необходимо создать задел по трём направлениям: разработка современного оборудования, сырья и материалов; создание сложного программного обеспечения; разработка интеллектуальных систем управления. Важнейшую роль играет развитие оптико-электронной промышленности. Сформированы специализированные кластеры и инжиниринговые центры по фотонике в Саранске, Перми, Зеленограде и Новосибирске. В области разработки программного обеспечения лидирует созданный «Росатомом» в Сарове многофункциональный пакет инженерного анализа и суперкомпьютерного моделирования «Логос». Ключевым российским конкурентным преимуществом является компетенция в сфере кибербезопасности, где лидерами являются «Лаборатория Касперского» и «Инфовотч». Однако по созданию аддитивного оборудования индустриального масштаба и промышленных роботов мы находимся пока на начальном этапе. Минпромторг разрабатывает более адаптивную схему субсидирования пилотных партий цифрового оборудования и программных продуктов, учитывая потребности крупных компаний высокотехнологичного сегмента. Сегодня идет работа по формированию межотраслевых стандартов по таким направлениям, как киберфизические системы, математическое моделирование, промышленный «интернет вещей», «умное производство» и «умные города». До конца текущего года «Ростех» планирует запустить первую фабрику будущего. С этой целью на базе «ОДК-Сатурн» создаётся испытательный полигон для отработки технологий.


«К 2035 году должно быть создано около 40 фабрик будущего, 25 испытательных полигонов и 15 экспериментальных цифровых центров сертификации»

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли


По мнению Дмитрия Пескова, в госпрограмме не содержится, конечно, всё, что предстоит сделать на самом деле. Она скорее направлена на преодоление разрыва, существующего в данной области. Ключевое ограничение программы – это люди. Данную проблему необходимо решать, начиная со школьного возраста, например, вводить преференции для школьников, владеющих достаточными информационными компетенциями при поступлении в вузы. Нужно реализовать, как минимум, три уровня решений в этой части, необходима всеобщая цифровая грамотность, начиная с уровня школы, и программа ставит перед собой предельно амбициозные цели. Однако не стоит повторять печальный опыт Индии, когда в течение 10 лет инвестировали гигантские средства в подготовку массовых, но низкоквалифицированных программистов, а сегодня, на новой волне технологической революции их всех замещает искусственный интеллект в дата-центрах, в центрах обработки голоса и др. Новая госпрограмма «Цифровая экономика» будет синхронизирована с Национальной технологической инициативой: рынки НТИ должны использовать инфраструктуру, которая создаётся в цифровой экономике, становиться для неё таким топливом, двигать вперёд. Во всем мире лидирующую роль в данных процессах играют стартапы. Примеров, когда министерства или госкомпании создают передовые цифровые технологии, не существует, поэтому требуется небанальная система управления.


«…мировым лидером мы за счёт реализации новой программы не станем, но пропуск в первую лигу получим за те годы, на которые эта программа рассчитана»

Дмитрий Песков,  АСИ


По мнению Михаила Осеевского, сегодня в России существует достаточный потенциал для реализации новых проектов. Ростелеком, по его словам, в состоянии обеспечить потребности всех отраслей экономики в создании необходимой инфраструктуры. В течение 5-ти лет инвестиции в развитие систем передачи информации, центров обработки и хранения данных составят 130 млрд. Это позволит на 40% увеличить пропускную способность по всей стране, развить глобальные коридоры (транзит Европа – Азия) и сформировать самую широкую в стране сеть центров обработки данных. В 2018 году «Ростелеком» и «Росатом» запустят крупнейший в Европе центр обработки и хранения данных, мощности которого будет достаточно для обеспечения потребности большинства ФОИВ.


«Мы ориентируемся на 4 базовые отрасли, в которых эти технологии и программы будут использоваться: это нефтегазодобыча, это энергетика, машиностроение и сельское хозяйство, которое, как ни странно, является очень серьёзным запросчиком такого рода технологий»

Михаил Осеевский, Ростелеком


Программа цифровой экономики является для «Ростелекома» стратегическим документом. В качестве приоритета Осеевский выделяет платформу индустриального интернета, а также обеспечение киберустойчивости и инфраструктуры, и институтов цифровой экономики. По его словам, центр кибербезопасности только за последние 3 месяца отразил более 2 000 атак.


«Искусственный интеллект – новейший тренд, который затронет всё, как Вы сказали в своём вступительном слове: и социальную сферу, и госуслуги, и все виды бизнеса»

«Появится на рынке квантовый компьютинг – разрыв будет гигантский между теми, кто им владеет, кто нет. Технология, конечно, должна быть национализирована у нас»

Герман Греф, Сбербанк России  


По мнению Германа Грефа, два пункта повестки сегодня являются ключевыми - это искусственный интеллект и блокчейн. Проблема, по мнению Грефа, в гигантском дефиците кадров. Эта задача будет стоять перед вузами, поскольку и позиции страны, и позиции бизнес-структур требуют серьёзного усиления компетенций в области искусственного интеллекта. Технологию блокчейн необходимо внести в программу подготовки в ключевых вузах. Большие сложности могут возникнуть с квантовым компьютингом вследствие недостаточности существующих заделов, а решение таких задач может быть не под силу бизнесу без помощи государства. Государству же потребуется лояльное регулирование, поскольку, например, заявления о возможности запрета виртуальной валюты в России вызвали сразу же переток дата-центров, занимающихся майнингом, и технологических стартапов за рубеж. В области робототехники нет таких существенных отставаний, но необходима совместная программа бизнеса и государства. То же самое относится и к кибербезопасности, поскольку ни одна компания не обеспечит себе защиту самостоятельно. Поэтому необходимы совместные усилия всех государственных органов и крупнейших компаний для сформирования системы обеспечения безопасности всей национальной экономики. Более того, сама модель государственного управления потребует новой системы, что может стать гигантским толчком для развития страны. На рынке цифровых технологий могут выжить только глобальные компании, поэтому ограничения для развития России, вводимые различными странами, создают определённые риски для нашего государства в данной области.


«Потому что у нас всё есть и так: нефть, газ, уголь, металлы, причём самые разные… в принципе технологическое развитие идёт неплохо, интеллектуальная база очень хорошая, но нам нужен с вами рывок, и нужно это обеспечить»

Владимир Путин, Президент России


Проект по развитию цифровой экономики охватывает все сферы жизни без исключения, влияя напрямую и на деятельность компаний, и на деятельность каждого человека.  Соответственно, сложные задачи потребуют построения более эффективной системы управления. В 2017 году на развитие информационных технологий выделено 200 млрд рублей.


3.151503120950
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001-2016 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12 • servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика