22.12.2016

По итогам «Примаковских чтений» (Часть 1)

28-30 ноября в Центре международной торговли прошла Международная конференция «Примаковские чтения», собравшая на своей площадке ведущих российских и зарубежных политиков, ученых, экспертов.


Фактически, все панельные сессии значительно превысили установленный регламент, поскольку затронутые темы сложно уложить в короткие временные рамки. Известные спикеры, приехавшие со всего мира: из США, Европейских стран, Азиатского региона - говорили о серьезных вызовах, стоящих абсолютно перед каждым государством, и о необходимости объединения усилий властей и экспертного сообщества для формирования продуманных решений, для сохранения мира и восстановления доверия между государствами.

Приводим наиболее яркие цитаты известных зарубежных экспертов (из Франции, Польши, США), которые подтверждают, что, несмотря на все противоречия, разумные решения должны превалировать над политическими амбициями.

Панельная сессия

«Новая норма международной безопасности 
для полицентричного миропорядка»

Тома Гомар, директор Французского института международных отношений (ИФРИ), ранее был вице-президентом по стратегическому развитию и директором Центра России/CНГ. Его академический и профессиональный опыт тесно связан как с постсоветским пространством, так и с более широким кругом международных проблем (безопасность, энергетика и кибер-пространство). Тома Гомар занимается исследованием вопросов, связанных с Россией, кибер-пространством, страновыми рисками и мозговыми центрами.

«На мой взгляд, мы столкнулись с явлением  стратегической путаницы, которая возникает из-за сложности международной системы, это также связано с тем, что некоторые субъекты или государства, добровольно подпитывает эту стратегическую путаницу».

«Взаимоотношения между государствами, в определенной степени, являются наиболее опасными на данный момент, но при этом самыми управляемыми, поскольку у нас есть такие инструменты, как дипломатия и государственная мудрость. Но на самом деле, всё то, что происходит на данный момент – это крайне опасно».

«Если говорить о Совете Безопасности Организации Объединенных Наций, то происходящее сегодня  - это использование НАТО ценой жизни гражданского населения. Ситуация в Алеппо является проблемой для всех нас, если мы всё еще верим в то, что милитаризм сегодня имеет смысл».

«Наверняка Китай, Россия и США претендуют на больший суверенитет, чем другие страны, хотя я не уверен, что они являются по сути ревизионистскими силами. Но в этом и заключается проблема, так как эти три государства становятся менее привлекательными для других. Но ведь у них существует особая ответственность: США, Китай и Россия вместе взятые составляют 90% мирового ядерного арсенала. Соответственно, эти три страны обладают особой ответственностью, и они в первую очередь должны защищать международное право. Я настаиваю на этом потому, что считаю, что когда анализируют сегодняшний кризис между Западом и Россией, значение ядерного и тактического аспекта как-то существенно занижается». 

«Если сосредоточиться на отношениях между государствами на Ближнем Востоке, в данный момент есть одно направление, где мы должны задействовать гораздо больше политических ресурсов - это отношения между Саудовской Аравией и Ираном, находящиеся в центре противостояния. С другой стороны, у нас есть хорошие новости, связанные с подписанным ядерным соглашением по Ирану в июле 2015 года. Его можно рассматривать как своего рода пример для того, что может быть сделано с помощью внешних сил, когда они работают совместно».

Адам Ротфельд, профессор института гуманитарных наук в Вене, бывший министр иностранных дел Польши (2005). В 1990-2002 г.г. он был директором Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), членом Европейского Совета по международным отношениям, сопредседателем Российско-польской группы по сложным вопросам.

«Перспективы мировых держав совершенно иные, чем у тех, кто таковыми не является. Державы, не являющиеся глобальными, очень часто не только принижаются, маргинализируются, но и просто игнорируются. Это одна из проблем в сложившейся сегодня ситуации, или вопрос состоит в том, почему система, включая действия Совета Безопасности ООН, не реагирует должным образом. Да, сегодняшний Совет Безопасности не отражает новую реальность, сложившуюся за 70 лет после окончания Второй мировой войны, но я хотел бы сказать, что это не просто формальная, формалистическая или юридическая проблема, эта проблема намного глубже».

«Многие люди сегодня сталкиваются с новыми, совершенно неизвестными ситуациями. Но это лишь до некоторой степени: ряд существующих проблем давно отмечен многими, включая меня, еще лет 25 назад... Ведь факт неравенства, например, говорит о том, что конфликты будут возникать не только между государствами, а также внутри них».

«Вся международная система ориентирована на решение межгосударственных конфликтов. Единственным документом в Европе, отвечающим на вызовы новой реальности, была Испанская хартия для новой Европы. Но, непонятно почему, про этот документ просто забыли… Необходима политическая воля, но эта воля определяется политиками, которые очень часто эмоциональны, а эмоции не должны быть включены в политический анализ… Политики крайне амбициозны, а личные амбиции, как мы уже знаем, играют очень важную роль в политике».

«Европа в значительной степени является образцом для ориентира, включая процедуры, институты и пр., но во многих других странах все это не ценится высоко».

Роберт Легвольд, почетный профессор Колумбийского университета, крупнейший исследователь холодной войны и современной внешней политики постсоветских государств. Он также является руководителем национального проекта «Подходы к вызовам Новой ядерной эры» в Американской академии искусств и наук. Один из лидеров Евроатлантической инициативы в области безопасности. Автор книги «Действия в условиях новой холодной войны. Что могут почерпнуть из старой Москва и Вашингтон».


«Впервые в жизни мне действительно страшно за будущее. Может быть, ориентируясь на ощущения после нашего сегодняшнего заседания, не за ближайшее будущее, а за ближайшие несколько лет. И всё-таки я думаю, что мы должны выкарабкаться... Я смотрю на нашу аудиторию и вижу много молодых лиц, я беспокоюсь о том мире, который мы для вас создаем. Это будет уже не мой мир, это будет ваш мир».

«Мы все лунатики: наши национальные лидеры, наши политики, наши средства массовой информации и большая часть нашего экспертного сообщества находится именно в этом состоянии. Учитывая то, что происходит в последнее время, я думаю, что мы - лунатики, поскольку мы перегружены потоками нового, неожиданного и внезапного шторма».

«Реальная угроза либеральному международному порядку появляется вследствие быстрого процесса де-глобализации, приводимого в движение подъемом национализма и протекционизма, инициируемого проигравшими от глобализации и внутри стран, и между ними, я думаю, особенно внутри стран».

«Международный терроризм, исчезновение национальной идентичности и культуры, целые толпы отчаявшихся людей, загрязняющие вещества, наркотики и болезни - это и есть коррозионное воздействие или темная сторона глобализации. Эрозия либерального международного порядка, в свою очередь, сливается со второй областью эрозии  - размыванием демократической легитимности в развитых демократических государствах. Эти явления формировались в течение определенного времени, показывая неспособность правительств противостоять глубоким, структурным проблема в обществе.  А сегодня вдруг стали возникать анти-учреждения, антиправительственные и совсем недемократические восстания, и они находятся в рамках неолиберализма как якобы лучшего пути, чем демократический».

«Самым драматичным и претенциозным проявлением этого были выборы в моей стране, и пришедшая новая администрация, а также чрезвычайно претенциозные последствия для международной политики... Если эта администрация пытается продвигать то, что я назвал бы ‘Stark Real Politik’, хоть и называет ее по-другому, отказываясь от традиционной роли руководства США, и не борясь с неудачами недавнего прошлого. Проблема заключается в том, что Соединенные Штаты осуществляют руководство таким образом, что с одной стороны, да, это служит национальным интересам, но в то же время осуществляется таким образом, что отвечает  потребностям и желаниям других».


Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001-2016 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12 • servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика