18.08.2017

Перспективы развития внешнеторговой политики Европейского Союза

Согласно стратегии ЕС до 2020 года, международная торговля в десятилетнем периоде может увеличить размер европейской экономики примерно на 150 миллиардов евро, что является эквивалентом более 1% ВВП ЕС. Однако растущая рыночная конкуренция и интеграция экономик усиливает не только тенденции протекционизма, но и трансформирует его экономическое содержание, ведя к постоянному развитию и совершенствованию его форм и методов. Торговая политика ЕС, проводимая в рамках принципов и задач внешнеторговой деятельности по упрощению доступа европейских компаний на зарубежные рынки товаров и услуг, определена в статье 207 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU). Основываясь на единых принципах изменений тарифных ставок, заключении тарифных и торговых соглашений по товарам и услугам, инвестиционной политике, гармонизации мер либерализации, экспортной политике и мерах торговой защиты, она направлена на выработку единого подхода к третьим странам, защиту национальных интересов и укреплению позиции ЕС в мире. Принятие всех мер, определяющих рамки реализации общей торговой политики, находятся под юрисдикцией Европейского парламент и Совета в соответствии с обычной законодательной процедурой. Генеральный директорат по торговле Европейской Комиссии (возглавляет комиссар ЕС по торговле) способствует разработке и внедрению торговой политики ЕС.

ВВП на душу населения.jpg

Поскольку утвержденные в государствах Евросоюза санитарные и фитосанитарные меры являются более жесткими (что создает проблемы для выхода европейских фирм на экспортные рынки), ЕС заинтересован в гармонизации системы нетарифных барьеров. Главной целью является содействие экспорту европейских производителей с помощью сокращения технических барьеров, которые необоснованно ограничивают торговлю на мировых рынках. Зависимость ЕС от рынка энергоресурсов (импорт сырья, в том числе энергоресурсов, составляет около трети всего импорта ЕС) определяет одну из важнейших целей торговой политики - упрощение доступа европейских производителей на рынки энергоносителей и полезных ископаемых. С этой целью в рамках ВТО ведутся регулярные переговоры на двустороннем и многостороннем уровне со странами ОПЕК, Россией, Бразилией и Индией по вопросам экспортных ограничений, экспортных пошлин, запретов на экспорт, квот и неавтоматических лицензий на экспорт, а также вопросов энергосбере­гающих технологий для обеспечения устойчивого снабжения первичным и вторичным сырьем, от стабильности поставок которого зависят многие промышленные отрасли, первоочередной задачей ЕС является устранение торговых барьеров на рынке сырья. Еврокомиссия ведет регулярный мониторинг рынка, чтобы в полной мере использовать ценовую стратегию доступа на рынки и, при необходимости, принимает действия по оспариванию мер, которые нарушают правила ВТО или двусторонних обязательств. Фактически, Евросоюз стремится усилить свою энергетическую безопасность, как за счет энергоэффективных технологий, так и при помощи множества двусторонних и многосторонних соглашений, которые гарантируют стабильность поставок ресурсов.

аналитика ЕС_1.3.jpg

ЕС является крупнейшим в мире экспортером услуг с десятками миллионов рабочих мест в секторе услуг по всей Европе. Сектор услуг формирует порядка 70% мирового ВВП, но при этом составляет лишь 1/5 общемировой торговли, что частично обусловлено наличием национальных барьеров. 23 страны, включая Евросоюз, на которые приходится порядка 70% мировой торговли услугами ведут переговоры в рамках соглашения по торговле услугами ВТО (Trade in Services Agreement), направленному на открытие рынков и совершенствованию правил в таких областях, как лицензирование, финансовые услуги, телекоммуникации, электронная коммерция, морской транспорт. Одной из важнейших составляющих общей торговой политики ЕС является инвестиционная политика. Евросоюз является крупнейшим импортером и экспортером прямых иностранных инвестиций, способствующих обеспечению экономического роста, росту рабочих мест, а также формированию глобальных цепочек поставок. Основным партнером Евросоюза по взаимному обороту прямых иностранных инвестиций является США. ЕС является участником международного соглашения ВТО по торговым аспектам прав инвестиционных мер (ТРИМС), договора Энергетической хартии, которая охватывает инвестиции в энергетическом секторе, активно использует инвестиционные инструменты ОЭСР. Целью является привлечение долгосрочных инвестиций, способствующих стабильной занятости и росту экономики, улучшение доступа на рынок иностранных инвестиций, путем предоставления национального режима, повышение прозрачности через совершенствование нормативной базы и повышение свободы движения капитала при сохранении ЕС возможности принять защитные меры в исключительных обстоятельствах.

Государственные закупки товаров и услуг составляют порядка 16% ВВП ЕС. Открытие рынков государственных закупок позволяет получить наилучшее соотношение цены и качества и увеличить эффективное использование государственных ресурсов. Контракты на государственные закупки предоставляют значительные возможности для международного бизнеса в секторах, где промышленность ЕС является конкурентоспособной. Политика ЕС также стремится к выходу на рынки госзакупок развивающихся стран, который составляет порядка 20-30% ВВП (а в развитых странах - 10-25%). Сектор госзакупок формирует существенную долю и составляет порядка 1000 млрд. евро в год. При этом ряд стран, например, такие как США, Австралия, Бразилия, Китай, Турция и Россия ограничивают рынок госзакупок для других стран, вводят протекционистские меры, касающиеся контрактов на закупку, что наносит ущерб компаниям ЕС. Евросоюз, в свою очередь, выступает за открытие международных рынков госзакупок за пределами ЕС, а также принимает на себя обязательства предоставлять доступ на рынок госзакупок Евросоюза для некоторых иностранных товаров и услуг (или отдельных компаний).

Решающее значение для возможности стран Евросоюза стимулировать инновации и конкурировать в мировой экономике имеет защита прав интеллектуальной собственности (ИС). Защита прав ИС на патенты, товарные знаки, промышленные образцы, авторские права позволяет европейским изобретателям, авторам и компаниям предотвратить несанкционированное использование своих изобретений, а также предоставляет определённые гарантии потребителям. Одна из целей Союза в данном секторе – развитие системы защиты прав ИС в третьих странах. С этой целью Евросоюз принял новую стратегию для защиты прав интеллектуальной собственности в отношении с третьими странами, направленную на применение эффективных инструментов в соответствии с изменениями в международной обстановке в области интеллектуальной собственности. Также активно используются инструменты ВТО (соглашение по ТРИПС), ведутся переговоры по ряду двусторонних торговых соглашений для установления одинаковых уровней защиты прав ИС с правами, существующими в ЕС. Кроме того, введены различные виды поддержки, такие как программы технической помощи для улучшения системы прав интеллектуальной собственности в третьих странах или сервисные центры для предоставления информации и консультаций по вопросам прав ИС европейским компаниям, которые ведут бизнес в третьих странах. Государства-члены Евросоюза реализуют мероприятия по содействию передаче технологий, особенно для наименее развитых стран. Например, ЕС стремится облегчить доступ к лекарственным средствам в развивающихся странах, чтобы сохранить баланс между защитой прав ИС фармацевтических компаний и необходимостью обеспечения препаратами населения в развивающихся странах. Торговая политика ЕС, в принципе, направлена на устранение барьеров для доступа на рынок импорта из развивающихся стран, чтобы с одной стороны, помочь данным странам развивать торговый потенциал, а, с другой стороны, обеспечить своим членам выход на новые рынки. Одним из способов открытия рынков является согласование условий торговли и инвестиций в рамках соглашений о свободной торговле, которые способствуют росту рабочих мест для европейцев, притоку новых технологий, доступу к более дешевым ресурсам и факторам производства, а так же увеличению возможностей для бизнеса, за счет доступа на рынки за пределами ЕС. Единая таможенная политика и Единый таможенный тариф (ЕТТ) составляют основу внешнеторговой политики ЕС. Таможенное регулирование определяется Советом ЕС на согласованном уровне, двусторонние и многосторонние переговоры ведутся Комиссией ЕС. Исторически, с момента подписания Римского договора в 1957 году, тарифы были основным инструментом защиты и регулирования торговли. С тех пор тарифы резко сократились, в рамках последовательных раундов многосторонних торговых переговоров были введены связанные уровни. Так после Диллон-раунда и Кеннеди-раунда переговоров уровень тарифной защиты был снижен в 2 раза, после Токийского раунда – на 30%. В рамках Уругвайского раунд произошло сокращение тарифных ставок 117 стран-участниц ВТО в различных секторах промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, также были введены новые нормы и правила международной торговли, которые ЕС включил в европейское право. С 1968 года государства-члены ЕС не имеют права в одностороннем порядке осуществлять таможенную политику. Такие полномочия существуют только у Совета, который может отказаться от применения или изменить ЕТТ посредством регламентов, вводящих тарифные меры на основе соглашений или в одностороннем порядке. Такие меры включают снижение таможенных пошлин или их полную отмену в отношении импорта данного продукта на территории Европейского Союза.

аналитика ЕС_1.4.jpg

Начиная с 1995 года, таможенный тариф Европейского Союза основывается на результатах Уругвайского раунда. Международная номенклатура товаров, включающая в себя около 5000 товарных групп (по 6-ти знакам), регулируется Конвенцией по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ВТО), которая объединяет более 200 служб в мире и служит для установления национальных таможенных тарифов, а также сбора экономической статистики. Комбинированная номенклатура Евросоюза включает в себя гармонизированную номенклатуру и дополнительные восьмизначные группы товаров. Соответственно, импортируемые и экспортируемые товары классифицируются в соответствии с комбинированной номенклатурой ЕС, ко всем товарам применяется ЕТТ. Совет, в свою очередь, формирует регламент товаров, освобожденных от уплаты пошлин (как временно, так и без ограничения срока), в целях содействия развитию национальной экономики Евросоюза, чтобы позволить предприятиям ЕС использовать сырье, полуфабрикаты или компоненты без необходимости платить пошлины, изложенные в ЕТТ. Подобные отмены пошлин не распространяются на готовую продукцию. Временные или постоянные отмены пошлин характерны, например, для таких секторов, как фармацевтика и IT, где необходимо стимулировать экономическую активность с помощью низких тарифов. В рамках таможенного регулирования Евросоюза применяется принцип смешанной эскалации: низкие ставки распространяются на импорт сырья, трудоемких изделий и некоторых промышленных товаров, которые представляют интерес для ЕС, а высокие - для продукции сельскохозяйственного сектора, высокотехнологичных товаров и товаров с высокой степени переработки.

Тарифы ЕС включают в себя адвалорные и специфические пошлины, уровень которых существенно отличается в зависимости от секторов и отдельных видов продукции. Хотя в среднем по ЕС применяется относительно низкий РНБ тариф, значительная часть импорта поступает в ЕС по очень высоким тарифным ставкам. В частности, высокие тарифы распространяются на многие сельскохозяйственные продукты и другие "чувствительные сектора", такие как, например, пищевая, текстильная и швейная, обувная, автомобильная промышленность. В дополнение к тарифам, Евросоюз использует различные нетарифные барьеры. Основные виды нетарифных барьеров, введенные ЕС, были импортные квоты и добровольные экспортные ограничения. С 1990-х проявилась тенденция к сокращению применения количественных торговых мер, в основном, за счет соглашения Уругвайского раунда, запрещающего добровольные экспортные ограничения и тарификации многих импортных квот. Например, в результате соглашения Уругвайского раунда по текстильным изделиям, ЕС устранил в 2005 году квоты, введенные на импорт одежды и текстиль в рамках соглашений по текстилю. Также инструментами является использование антидемпинговых пошлин и специальные защитные меры. Несмотря на то, что антидемпинговые меры являются инструментом справедливой торговли, зачастую они используются ЕС как протекционистские меры, в частности, на рынках минеральных продуктов и химических веществ, текстильных изделий, машин и оборудования. Экспортеры обращают внимание, в частности, на широкое использование Евросоюзом дискриминационных нетарифных ограничений в торговле, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы, хотя в официальных документах и утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую политику и стремится к максимальной либерализации международной торговли. Инструменты торговой политики также включают в себя экспортные субсидии, которые в основном используются в сельскохозяйственном секторе, например, на молочные продукты, сахар. Объем экспортных субсидий в ЕС, хотя их использование и сокращается, составляет примерно 90% объема субсидий всех членов ВТО. Протекционистские меры также включают технические барьеры, которым должны соответствовать товары, импортируемые в ЕС. При этом, этот тип барьеров оправдан в плане защиты здоровья, безопасности продукции, охраны окружающей среды и защиты потребителей. Таким образом, фактически, Европейский союз функционирует как протекционистский торговый блок.

Продолжение следует


3.151519417130
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001-2016 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика