31.08.2016

Иран - экономика сегодня. Перспективы российско-иранских торгово-экономических отношений

17 января 2016 года, после представленного доклада МАГАТЭ* о выполнении Ираном своих обязательств по ядерной программе перед шестеркой международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия), США полностью и ЕС частично отменили экономические и финансовые санкции, связанные с ядерной программой Ирана.  Со стороны США разрешено деловое сотрудничество с американскими компаниями, снят запрет инвестирования в добычу, переработку, транспортировку и продажу иранской нефти, а также импортно-экспортные операции в отношении технических средств и продовольственных товаров. Иран получает доступ к $50 млрд средств, замороженным в США (по данным администрации президента США общие замороженные средства Ирана по миру составляют порядка $100 млрд).

Чтобы оценить значимость данного события, являющегося результатом длительной дипломатической и технической работы, для экономики государства необходимо привести определенные факты о санкциях, которые далеко не ограничились запретом на нефть.

История. Причиной введения жестких санкций США и ЕС была необходимость   обязать Иран остановить обогащение урана для распространения ядерного оружия. С этой целью, начиная с 2006 года Совет Безопасности ООН вводит перечень ограничительных меры (резолюция 1737 (2006 год), 1747 (2007), 1803 (2008), 1929 (2010). 

В дополнение к санкциям ООН, за последние 10 лет только, например, только Евросоюз ввел широкий перечень экономических и финансовых санкций, которые помимо ограничений на въезд и замораживание активов отдельных лиц и компаний включают в себя:

ограничения в финансовом секторе, а именно замораживание активов Центробанка  Ирана и ведущих иранских коммерческих банков;

ограничения на торговлю товаров: запрет на экспорт оружия и товаров двойного назначения, а также товаров, которые могут применяться для обогащения урана; запрет на импорт сырой нефти, природного газа, нефтехимии и нефтепродуктов. Введен запрет на продажу или поставку оборудования для энергетического сектора, драгоценных металлов и алмазов, определенной военно- морской техники и определенных видов программа обеспечения и др.; 

ограничения в транспортном секторе: запрет на обслуживание, содержание и доступ иранских грузовых самолетов в аэропорты Евросоюза. 

При том, что Иран располагает достаточными финансовыми ресурсами и высокой платежеспособностью, ущерб, нанесенный экономике вследствие общемирового падения цен на нефть и длительными санкциями в сфере финансов, оказался существенными. Отключение в марте 2012 года иранских банков от системы SWIFT повлекло за собой резкое сокращение валютных поступлений. Фактически, средства импортеров иранской нефти оставались на их счетах и, соответственно, могли быть использованы Ираном только для закупки продукции в странах-импортерах. С другой стороны, сложившаяся ситуация имела и положительную сторону, так как привела к росту товарооборота с данными государствами.

Негативным фактором для экономики оказалась политика государства по использования средств из «Фонда национального развития», вызванная острым бюджетным дефицитом, в частности, в связи с падением валютных поступлений за нефть. Как результат - валютные запасы, предназначенные для инвестирования внутренней экономики, значительно сократились.

Изменение политического курса Ирана в 2012 году и продолжение пере¬говорного процесса по реализации ядерной программы привели к подписанию в ноябре 2013 года Дорожной карты и Соглашения о временном ослаблении экономических санкций между Ираном и участниками переговорного процесса по ядерной программе 5+1. В Соглашении, действие которого далее было продлено до 30 июня 2015, согласована приостановка санкций в отно¬шении экспорта сырой нефти, нефтехимии, продукции автопрома, драгметаллов, импортных финансовых операций, продовольственной продукции, медикаментов и гражданской авиации. 14 июля 2015 года было принято соглашение о Совместном Комплексном плане действий (JCPOA), явившееся результатом переговоров между Ираном и "E3/ЕС+3" (Франция, Великобритания, Германия и ЕС + США, Россия и Китай) по вопросу ядерного оружия.  Результатом реализации Плана является комплексная отмена всех санкций Совета Безопасности ООН, многосторонних и национальных санкций, в том числе ограничений в области финансов, торговли, технологий и энергетики.


Экономика Ирана сегодня. По данным рейтинга Всемирного банка за 2015 год, Иран является второй по величине экономикой на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA) после Саудовской Аравии. По запасам природного газа государство занимает 2-е место в мире, по разведанным запасам нефти – 4-е место, по темпам роста производства, который составил в 2015 году 2,9% –- 90-е место.

По данным Всемирного банка, несмотря на сложную геополитическую ситуацию для государства, рост ВВП в 2015 году составил 0,8%. ВВП Ирана находится в прямой зависимости от колебаний цен на нефть и ее экспорта, поскольку 45% госбюджета составляют доходы от экспорта нефти. Существенный недостаток валютных поступлений не дает пока возможности реализации проектов развития национальной экономики.  В структуре ВВП промышленность составляет 38,4% услуги – 52,2%, сельское хозяйство – 9,3%. 

По объемам экспорта в 2015 году Иран занимает 39-е место в мире (2015). В структуре экспорта нефть составляет 80%, преобладают химические и нефтехимические продукты, фрукты и орехи, ковры, цемент, руда. Основные торговые партнеры: - Китай – 22,2%, Индия – 9,9%, Турция – 8,4%, Япония – 4,5% (2015). Активно растет экспорт технологий и инженерных услуг в Центральную Азию, Ирак и Африку. 

В структуре импорта (90-е место) преобладают нефть, нефтехимические продукты, газ, удобрения, каустическая сода, текстиль, цемент, продукция пищевой промышленности (в частности, сахарное и растительное масло), черные и цветные металлы,  производственная продукция, вооружение. Основные торговые партнеры: ОАЭ – 39,6%, Китай – 22,4%, Южная Корея – 4,7%, Турция – 4,6%.

Международные аналитики называют внутренний рынок Ирана достаточно сформировавшимся и высококонкурентным. На рынке представлена продукция ведущих японских, китайских, южнокорейских и европейских производителей (импорт последних в основном осуществляется путем реэкспорта из ОАЭ).
В 2012 году верховным духовным ли¬дером Али Хаменеи была предложена политика «экономики сопротивления», ориентированная на укрепление от¬ношений со странами Юго-Западной Азии и с соседними странами с целью формирования транзитного и торгового регио¬нального полюса на территории Ирана. Цель программы – реализация импортоза¬мещения, увеличение доли несырьевого экспорта, стимулирование предпринимательства, оптимизация производ¬ственных процессов и развитие внутреннего вы¬сокотехнологичного производства.

Сегодня в Иране существует семь Свободных экономических зон (СЭЗ) с освобождением от всех налогов на ведение деятельности в течение 20 лет. Достаточно высоко развит технологический сектор: функционирует 232 технопарка, государство занимает 4-5-е место в мире по публикациям в области нанотехнологий, высокие результаты  достигнуты в области медицинских разработок.

В принятом правительством плане экономического развития на 2016-2021 годы основными векторами развития являются поддержка предпринимательства и конкурент-носпособности внутреннего рынка, развитие финансовой системы, включая государственную поддержку банкам и льготное кредитование во взаимо¬действии с национальными и зарубежными ин¬ститутами. Согласно Плану, ежегодные отчисле¬ния 30% доходов от экспорта нефти и газа (конденсата) будут направляться на восстановление «Фонда национального развития». 

Среди ключевых направлений -  развитие портов Пер¬сидского залива, развитие сети  железных дорог с их соединением с железнодорожными д сетями соседствующих государств. Приоритетными определяются следующие отрасли:  нефтяная, нефтехимическая, газовая, транспортная, строительная, инфор¬мационно-телекоммуникационная, воздушная, морская.

Перспективы сотрудничества России и Ирана. Несмотря на то, что согласно принятым обязательствам Иран начнет временно осуществлять Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, лидеры Великобритании и США выдвигают версии о наличии у Ирана договоренностей о поставках ракет йеменским повстанцам. В США снова звучат намерения введения новых односторонних санкций, а претендент на пост президента США от демократов Хиллари Клинтон призывает ввести новые санкции, но уже не за ядерную программу, а за разработку баллистических ракет.

Более того, 1 июля 2016 США ввели санкции в отношении пяти российских машиностроительных предприятий:  150-й авиационный ремонтный завод в Калининграде, Конструкторское бюро приборостроения в Туле, Конструкторское бюро машиностроения в Коломне, Конструкторское бюро «Кунцево», НПО машиностроения в Москве. По заявлению Госдепа США, данные предприятия нарушили закон о нераспространении в Иран, КНДР и Сирию товаров, услуг и технологий, подпадающих под международные контрольные режимы и соответствующие перечни.

Несмотря на то, что подобные заявления и действия со стороны США и ЕС, безусловно, несут определенные риски, сегодня они уже не могут оказать прямого влияния на развитие торгово-экономического сотрудничества России и Ирана. 

Большой резонанс в мире вызвал факт размещения российских военных сил (впервые с 1946 года) на авиабазе Хамадан в Иране с целью ведения точечных ударов по группировкам Исламского государства» и «Фронта ан-Нусра» в Сирии. Сегодня ряд зарубежных экспертов высказывает мнение, что скоординированность взаимодействия России и Ирана, возможно, правильнее и экономически эффективнее, чем результаты противостояния США и ЕС с Ираном.

В результате переговоров иранских властей с руководителями министерств и госкорпораций России был разработан целый перечень стратегических инициатив по дальнейшему сотрудничеству:

• принято решение о формировании стратегического сотрудничества на ближайшие 5 лет: в планах заключение 13 новых соглашений и согласование действий по «движению в направлении» созданиюя Зоны свободной торговли; к концу года будут подготовлены предложения по плану мероприятий. (совместно с Минпромторгом России).

• принято решение о создании четырех комитетов области сотрудничества по совместной разработке программных продуктов совместно с научно-исследовательскими центрами, по разработке открытой мобильной операционной системы, демонополизации ПО, сотрудничества в области создания платформы для электронного Правительства Ирана, покупку самолётов Sukhoi Superjet 100 (совместно с Министерством связи и ЕЭК).

• Россия и Иран намерены в ближайшее время подписать "дорожную карту" по сотрудничеству в области промышленности, включающую около 70 проектов.  при этом 18 проектов будут с приоритетами реализации.

• Россия и Иран в ноябре 2014 года в Москве подписали ряд документов о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. После подписания стало возможно строительство в Иране восьми блоков АЭС по российским технологиям. Также был подписан контракт на сооружение по российскому проекту второй очереди АЭС «Бушер» из двух блоков (Росатом).

• Иран и ГК Роскосмос достигли договоренности о возможности покупки спутника, произведенного в России и продвижения контракта на поставку компонентов российской стороной.

• "Технопромэкспорт" и Иранский холдинг по выработке электроэнергии на паровых ТЭС подписали контракт на строительство "под ключ" станции в составе четырех энергоблоков 4-х паросиловых энергоблоков мощностью 350 МВт каждый на ТЭС "Хормозган". Общая Сстоимость проекта составляет  1 млрд евро., оОдним из важнейших условий реализации проекта является использование преимущественно российского оборудования. Также будет построена станция с сероочисткой и опреснительной установкой. Одним из важнейших условий реализации проекта является использование преимущественно российского оборудования. По заявлению представителя Ккомитета парламента Ирана по национальной обороне и внешней политике Сейеда Хоссейна Накави Хоссейни, государству  необходимы 20 000 МВт электричества, что потребует строительства десяти станций,…. и план их созданию уже подготовлен организацией по атомной энергии Ирана.

• По словам директора департамента ЦБ Ирана Хусейн Якуби-Мияб, возможно, что в скором времени Россия и Иран могут достичь соглашения по переходу на расчеты в национальных валютах.
• В июне текущего года Иран и Россия договорились о передаче и б обмене нанотехнологиями, в частности,  в ближайшее время Иран будет передавать нано-углеродные трубки в Россию, а Россия будет экспортировать ряд антикоррозионных покрытий в Иран».

• В июле «"Зарубежнефть»" подписала меморандум о сотрудничестве по участию в области  повышенияи извлечения добычи нефти в действующих проектах Ирана".

• В конце июля Россия и Иран подготовили пакет соглашений по выделениюе РФ межгосударственного экспортного кредита Ирану на сумму €2,2 млрд. под 2,77% годовых. Данные средства будут направлены выделены на реализацию проекта  электрификации железных дорог в Иране с участием РЖД и на проект строительства ТЭС российскими компаниями.

• В августе Москва и Тегеран обсуждали возможность строительства на юге ИранаРИ  завода по сжижению газа, а также  своповых поставок с него СПГ в обмен на поставки Россией природного газа через Азербайджан на север государства.

26 июля иранская авиакомпания Taban Air начала регулярные полеты по маршруту Тегеран-Астрахань, три российские авиакомпании планируют организовать по 12 рейсов в неделю из России в Иран в неделю.

Уже сегодня Россия может наращивать экспорт зерна и растительного масла (половина экспорта этих двух позиций по итогам 2015) , Иран выделяет кредит на $100 млн для поставки овощей и фруктов в Россию. Основнойая проблемой,а  существующей сегодня, является логистика, однако уже возможна доставка продукции авторанспортом.

Власти Ирана выражают своё намерение присоединиться к ШОС. Президент РФ Владимир Путин заявил, что «..после урегулирования вопроса ядерной программы и снятия ряда санкций с Ирана, не остаётся никаких препятствий для включения Тегерана в Шанхайскую организацию сотрудничества». 

Планы выхода России на высококонкурентный рынок Ирана и формирование долгосрочных программ взаимодействия в области технологического сотрудничества и роста несырьевого экспорта являются крайне актуальным стратегическим решением, как для дальнейшего развития российской экономики в целом, так и для ее отдельных отраслей. 

_____________________________________________________________

*МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии. Международный комитет по мирному применению атомных технологий "Атом для мира" создан в 1957 году в связи опасениями, вызванными открытием и активной разработкой ядерных технологий.  Общее число членов -  168. Корейская Народно-Демократическая Республика вступила в МАГАТЭ в 1974 году, но сняла свое членство в 1994 году. МАГАТЭ одобрило членство Кабо - Верде, Коморских Островов и  Тонга, правовые документы в стадии согласования.

**Среди санкционных мер в отношении Ирана остается ряд мер, касающихся Ограничения касаются ряда  лиц и компаний, а также телекоммуникационного оборудования и технологий.
На сегодняшний день санкционные меры Евросоюза действую по отношению к еще 37 государству, среди которых Россия, Китай, Египет, КНДР, Молдавия, Белоруссия и другие государства.


3.151516558565
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001-2016 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика