Свяжитесь с нами
123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12, подъезд №11

Задать вопрос
В ГОСТЯХ У ЦМТ: Игорь Манылов: Одним из главных направлений работы сегодня становится совершенствование механизма принятия решений о направлении инвестиций
15 Декабря 2017

30 ноября в Центре международной торговли прошло III Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы, организованное Главгосэкспертизой России. Сегодня институт государственной экспертизы – один из главных ньюсмейкеров в строительной отрасли: создание двух новых информационных систем в строительстве, совершенствование регулирования, внедрение международного стандарта системы менеджмента качества ISO 9001:2015, рассмотрение крупнейших инфраструктурных проектов – вот только последние новости из жизни государственных экспертов. О путях развития института строительной экспертизы начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов рассказал новостному порталу ЦМТ.

Игорь Евгеньевич, какой должна быть роль государственной экспертизы сегодня?

И.М.: Институт государственной экспертизы – один из системообразующих элементов строительного комплекса, и цель его деятельности обусловлена самим смыслом тех задач, которые возложены на государственных экспертов. Их список может меняться, но главные зоны нашей ответственности остаются прежними: безопасность и надежность возводимых объектов, минимизация ущерба окружающей среде в процессе возведения и эксплуатации объектов, экспертизу которых мы проводим. Наконец, именно в нашей сфере ответственности находится и вопрос обеспечения эффективности инвестиций в капитальные вложения. Поэтому одним из главных направлений работы сегодня становится совершенствование механизма принятия решений о направлении инвестиций.

Многие считают, что обязанность экспертов – это только оценка соответствия проектных решений требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям. Такая задача действительно стоит перед каждым экспертом. Нормоконтроль должен быть, и он должен быть строгим. Каждый проект должен соответствовать всем требованиям, установленным действующим законодательством, - этого требуют интересы общества и государства. Однако полагать, будто содержание нашей работы сводится исключительно к нормоконтролю, – значит, по сути, подменять понятия. Государственная экспертиза располагает удивительным капиталом – самым крупным в стране сообществом наиболее профессиональных экспертов, и ограничение сферы их деятельности строго контрольными функциями было бы непростительным расточительством этого интеллектуального капитала.

Никто лучше экспертов не может оценить, насколько оптимальны представленные в проекте принципиальные решения, соответствуют ли они этапу развития инженерной мысли, насколько экономически оправдан выбор того или иного инструментария, технологий и материалов. Но для понимания и принятия необходимости расширения сферы деятельности экспертов, требуется фундаментальное изменение восприятия роли экспертизы как самим экспертным сообществом, так и остальными участниками инвестиционного процесса.

И в этом случае становится очевидным еще одно перспективное направление работы – сейчас в институте госэкспертизы фактически отсутствует налаженная система передачи опыта и накопленных знаний. Ошибки в проектной документации переходят из одного проекта в другой, становясь типичными, как если бы исполнители не проводили аналитической работы по итогам устранения замечаний экспертов. При этом знания экспертов, их опыт, их понимание доходят до проектировщиков только при помощи этого одного канала коммуникации – посредством направления замечаний по итогам рассмотрения конкретных проектов. Необходимо создать доступ к базе знаний экспертов: формировать центры компетенций и проводить просветительскую работу.

Что-то уже сделано?

И.М.: Летом 2017 года Учебный центр Главгосэкспертизы России запустил новый пилотный проект по проведению платных семинаров, посвященных разъяснению сложных вопросов подготовки проектной документации и проведения инженерных изысканий. За это время эксперты и специалисты Главгосэкспертизы России провели семинары, посвященные важнейшим темам – от повышения качества отчетных материалов инженерно-геологических изысканий и проведения государственной экспертизы результатов инженерно-экологических изысканий до особенностей государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов нефтяной, газовой и горнодобывающей отраслей, от соответствия проектов транспортной инфраструктуры санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям до актуальных вопросов пожарной безопасности и подготовки проектной документации по строительству и реконструкции объектов химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих, взрыво- и пожароопасных производств…

Возможно ли принятие других мер, которые позволят повысить уровень проектирования в стране?

И.М.: Повысить качество проектирования позволит изменение сложившейся практики, в соответствии с которой работа экспертов по оценке поступающего проекта начинается уже на финальной стадии работы с ним.

Фактически сейчас мы приступаем к рассмотрению проекта, когда основные параметры будущего объекта капитального строительства уже определены, и любые серьезное ошибки и просчеты, обнаруженные экспертизой и требующие исправления, означают потерю значительного количества времени и ресурсов, а для федерального бюджета, если финансирование объекта осуществляется за государственный счет, заморозку выделенных средств. И это только часть проблемы.

При сохранении существующего алгоритма взаимодействия проектировщиков, экспертизы и строителей практически не осуществляется профессиональная экспертная оценка исходных данных, используемых проектировщиками, не получает экспертной оценки само задание на проектирование. То есть экспертиза полностью выключена из процесса именно на той стадии, когда коррекция проекта могла бы производиться с наименьшими потерями времени, сил и материальных ресурсов – и именно на той стадии, когда определяются основные параметры инвестиционного решения, эксперты остаются в стороне. В итоге потом, и такое бывает нередко, когда в представленном проекте будут выявлены нарушения, ошибки и недостатки, работа по их устранению повлечет за собой невозможность реализации проекта в соответствии с инвестиционным решением. Мы считаем такое положение дел нерациональным и противоречащим не только общим интересам всех участников строительного комплекса, но и здравому смыслу. Изменив этот алгоритм, мы сможем сделать огромный шаг в сторону более эффективной экономики строительства.

Решение этой задачи уже найдено?

И.М.: В мае 2017 года Правительство Российской Федерации утвердило Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, чьим предметом является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Насколько мне известно, аналогичный подход планируется распространить и на остальные случаи. То есть, по существу, мы сейчас восстанавливаем и адаптируем к современным условиям предпроектную стадию. Именно в рамках института обоснования инвестиций будет осуществляться проработка основных (принципиальных) проектных решений, определение предполагаемой (предельной) стоимости строительства (с использованием для этих целей НЦС и стоимости проектов-аналогов) и подготовка проекта задания на проектирование. Аудит такого обоснования будет осуществляться экспертными организациями.

Введение этого института должно обеспечить значительное повышение качества исходных данных для проектирования и точность бюджетного планирования.

Главгосэкспертиза на днях получила сертификат соответствия международному стандарту качества ISO 9001:2015. Что пришлось сделать, чтобы внедрить новую систему управления, и, главное, зачем?

И.М.: Система менеджмента качества нужна любой организации. Но в условиях работы государственных экспертов она становится важнейшим инструментом, которым необходимо умело оперировать. Получение сертификата - итог долгой и кропотливой работы по внедрению системы в Главгосэкспертизе России и приведению ее в соответствие с международным стандартом. Мы шли к этому осознанно, постоянно меняя себя изнутри, и эта работа потребовала вовлечения всех сотрудников Главгосэкспертизы. Внедрение системы началось в Главгосэкспертизе России в 2015 году, и подготовка к работе в новых условиях затронула все сферы деятельности учреждения: были проведены анализ действующей нормативной базы и ее совершенствование, создана система мониторинга всех операционных процессов и внедрены механизмы контроля и аудита, приняты другие управленческие решения.

Цель этих перемен очевидна, на мой взгляд. Начиная изменения с себя, мы хотим дать импульс к развитию всего института строительной экспертизы. Кроме того, для нас очень важно мнение наших заявителей. Мы уверены, что результативное использование системы менеджмента качества позволит создать конструктивные условия для нашей совместной работы. При этом не могу не отметить, что получение сертификата – только первый шаг: в ходе проведенных изменений и их аудита мы увидели свои сильные и слабые стороны, многое уже сделали и улучшили, система сформирована, однако нам предстоит еще немало работы.

Например, по созданию Единого государственного реестра экспертных заключений. Каким он будет? Какие данные будут в нем собираться?

И.М.: ЕГРЗ разрабатывается с применением современных технологий построения информационных систем, будет интегрирован с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия и Единой системой идентификации и аутентификации. В рамках формирования реестра также будет создан отдельный центр обработки данных, объем которого может достичь одного петабайта.

В реестр будут включены сведения о заключениях экспертизы, о представленной для проведения экспертизы проектной документации, о проектной документации повторного использования, в том числе об экономически эффективной проектной документации повторного использования и о представленных для проведения экспертизы результатах инженерных изысканий. При этом неотъемлемой частью реестра станут не только сведения, но и сами заключения, проектная документация и результаты инженерных изысканий, а также иные представленные для проведения экспертизы документы.

Что реестр даст сообществу: регулятору, экспертам, строителям, заказчикам строительства?

И.М.: Институт типового проектирования, который действовал еще в Советском Союзе, к сожалению, ушел в прошлое, а альтернативная система так и не была создана. В итоге отсутствие достоверной и систематизированной информации о проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, приводит к тому, что во многих случаях государство вкладывает миллиарды рублей в разработку, по сути, одного и того же. То есть за государственный счет реализуется огромное количество идентичных проектов. При этом по ним каждый раз разрабатывается новая проектная документация, несмотря на то, что уже десятки схожих по своим параметрам объектов проверено и построено, и можно было бы просто адаптировать имеющиеся аналогичные проекты.

Структура Единого реестра заключений подразумевает формирование базы данных проектов-аналогов в разрезе технико-экономических показателей объектов капитального строительства, стоимости строительства и условий размещения объекта. Это позволит застройщикам осуществлять поиск необходимой проектной документации в целях планирования капитальных вложений и проведения сравнительной оценки эффективности будущего проекта (в реестре в том числе можно будет найти сведения о стоимости таких проектов, с учетом поправки на особенности места размещения объекта, климатические и иные природные условия и т.д.).

Для государственных заказчиков Единый реестр заключений будет содержать консолидированную информацию об экономически эффективной проектной документации повторного применения, подлежащей обязательному применению при проектировании объектов за счет бюджетных средств.

Так как в ЕГРЗ также будут и сведения о лицах, уполномоченных на распоряжение исключительным правом на проектную документацию либо правом на ее многократное использование, в том числе для подготовки на ее основе проектной документации, это позволит получить доступ к проектной документации непосредственно из реестра без необходимости обращения в организации, где хранится документация.

Раскрытие и использование уже имеющейся информации, в том числе при подготовке нового проекта на базе успешно реализованного, поможет сократить как временные, так и финансовые затраты, оптимизировать не только процесс разработки и реализации проекта, но и проведения государственной экспертизы.

Создание базы данных о проектах-аналогах позволит оптимизировать деятельность органов власти, осуществляющих оценку эффективности инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджетов, направляемых на капитальные вложения, поскольку одним из важнейших элементов проверки является сравнение планируемого к возведению объекта с аналогичными, уже реализованными проектами. Такое сравнение является корректным только в случае, если обеспечивается максимальное совпадение характеристик объектов (в том числе по мощности, функциональному назначению, основным (принципиальным) конструктивным и планировочным решениям и т.д.), и отсутствие полноценной базы аналогов делает для государственного заказчика подбор объекта - аналога непростой задачей.

Ведение Единого реестра заключений направлено и на совершенствование механизмов получения информации о результатах экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Это создаст условия проведения дальнейшей работы, в том числе, по сокращению перечня документов, представляемых застройщиком (техническим заказчиком) в различные органы власти и организации. Будет обеспечена возможность истребования необходимых сведений о проектах и заключениях экспертизы в электронном виде, в том числе посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. Также органы государственной власти, органы местного самоуправления и заинтересованные лица смогут получить сведения о заключениях государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в электронном виде в режиме одного окна, независимо от местонахождения экспертной организации, ее ведомственной принадлежности и уровня ее информатизации.

Кроме того, консолидация данных о проектной документации и результатах инженерных изысканий в электронной форме в ЕГРЗ может привести к возможности исключения необходимости хранения одной и той же информации в разных информационных ресурсах - информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, архивах органов, осуществляющих контрольно-надзорную и разрешительную деятельность, архивах застройщиков и других – что, в свою очередь, позволит повысить уровень информатизации строительной отрасли в целом.

Для признания проектной документации экономически эффективной Минстрою России необходимо осуществлять отбор проектной документации из числа включенной в ЕГРЗ исходя из целесообразности ее отнесения к экономически эффективной и, при необходимости, собрать дополнительные сведения и документы в случае их отсутствия в ЕГРЗ. По мере формирования Единого реестра заключений все необходимые данные будут консолидироваться в одном информационном ресурсе. Также ЕГРЗ предоставит Минстрою необходимый инструментарий для формирования статистической отчетности и аналитической информации о строительном комплексе, деятельности экспертных организаций, в том числе по исполнению соответствующих полномочий, делегированных Российской Федерацией на уровень субъектов Российской Федерации.

Наконец, реестр станет огромной базой знаний, которую нам только предстоит изучать и анализировать.

Кто будет оператором системы и кто ее пользователями? Как будут разграничиваться права доступа к данным?

И.М.: Сторонние пользователи смогут просматривать общедоступные сведения и делать запрос выписок из реестра, государственным заказчикам будет доступно и скачивание документов, относящихся к экономически эффективным проектам. Экспертные организации смогут создавать проекты разделов/частей разделов ЕГРЗ и обращаться к ранее созданным разделам. Минстрой России – помимо создания проектов разделов - будет просматривать все сведения ЕГРЗ и проектную документацию государственных заказчиков. Главгосэкспертиза России, как оператор реестра, будет проводить администрирование системы и предоставлять необходимые сведения из базы. Экспертные организации получат доступ ко всем сведениям реестра в полном объеме, в том числе к тем документам, которые включены в реестр по их инициативе.

Так как ответственность за достоверность предоставленных в реестр сведений будут нести сами экспертные организации, Главгосэкспертиза России без инициативы организации, создавшей раздел проекта, не сможет вносить в него какие-либо изменения. Даже если оператор обнаружит ошибку, он направит эту информацию в ответственную экспертную организацию. Вносить изменения без инициативы экспертного органа сможет только Минстрой России и только в части экономически-эффективной проектной документации. Таким образом, организациям будет предоставлена возможность исправления допущенных в загруженных сведениях ошибок, а впоследствии они смогут отказаться от необходимости вести собственные электронные архивы.

Недавно в ЦМТ состоялось III Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы. В чем его задача?

И.М.: Формат Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы, которое проводится Главгосэкспертизой России при поддержке Минстроя России, позволяет коллегиально рассмотреть задачи, которые стоят сегодня перед экспертным сообществом, и выработать возможные пути их решения. В этом году в III Всероссийском совещании приняли участие более 200 представителей организаций государственной экспертизы изо всех регионов страны, представители Минстроя России, правительства Москвы, Федерального дорожного агентства, Ростехнадзора, Госкорпорации «Росатом» и общественных объединений в строительстве.

В ходе дискуссий, которые продолжались весь день, участники обсудили приоритеты инновационного пути развития государственной экспертизы и ее роль в инвестиционном процессе, первые итоги работы с ФГИС ЦС и внедрение Единого государственного реестра экспертных заключений, переход к двухстадийному проектированию и оценке экономической эффективности проектной документации. Особое внимание было также уделено и таким важным вопросам, как проведение экологической экспертизы, повышение качества архитектурно-строительного проектирования, проект модельного кодекса этики экспертов, особенности и новеллы технического регулирования, повышения квалификации экспертов и совершенствования института их аттестации, а также иным актуальным вопросам, решение которых будет способствовать эффективному развитию как системы строительной экспертизы, так и строительного комплекса в целом.

3.151516558118
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001-2016 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика