+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

В ЦМТ Москвы проходит Международный бизнес-форум «Неделя Ритейла»

10 ноя 2020

Глава Минпромторга России Денис Мантуров на Пленарном заседании форума «Неделя ритейла-2020»: «20% кафе и ресторанов в стране закрылись после введения ограничений, связанных с пандемией».

На этой неделе в Центре международной торговли Москвы проходит VI Международный бизнес-форум «Неделя Ритейла» - ключевое отраслевое мероприятие, на котором формируются основные направления развития сферы розничной торговли, определяются подходы государства к развитию современного и цивилизованного рынка ритейла, поднимаются проблемы отрасли. Организаторами выступают Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла.

Накануне, в рамках первого дня форума, в ЦМТ состоялось Пленарное заседание «Российский ритейл в условиях вызовов и угроз. Новые стратегии лидерства» с участием министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

Открывая пленарное заседание, заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов назвал бизнес-форум «Неделя Ритейла» высокоинтеллектуальной площадкой для обмена опытом между успешными представителями крупнейших торговых игроков рынка: «Я считаю, что наша сегодняшняя площадка — это площадка интеллекта. Причем интеллекта не искусственного, а естественного человеческого. Интеллекта тех людей, которые добились многого в жизни, и которые сегодня преодолевают тяжелейшие последствия, с которыми мы все сегодня столкнулись».

Он также подчеркнул, что пока еще рано подводить итоги года, но «во всяком случае можем прогнозировать как этот год закончится, и что нам всем может принести наступающий 2021. И мы предлагаем экспертному сообществу обсудить эти вопросы. Повестка очень важная и насыщенная».

В ходе своего выступления глава Минпромторга России отметил, что текущая ситуация в торговле в основном стабилизировалась и практически повторяет общий экономический тренд: «По итогам 9 месяцев оборот розничной торговли снизился на 4,8%. Любой минус – это конечно, плохо, но многие по весне предрекали нам более мрачную динамику. Кто-то говорил, что это будет около 10%, и нужно признать, что эти прогнозы не были лишены оснований».

По мнению Дениса Мантурова для продовольственного сегмента краш-тестом стал ажиотажный спрос на продукты первой необходимости: «Пустые прилавки европейских городов и генетический страх наших людей перед дефицитом стали триггером к массовым закупкам впрок. На пике продажи бакалеи у нас взлетали в 3,5 раза, мяса и консервов в 2,5 раза, а сегодня то же самое происходит и с лекарствами. Но товаропроводящая сеть выдержала это испытание, причем мы обошлись без талонов, без моратория на цены и прочих шоковых нерыночных решений».

Глава Минпромторга России подчеркнул, что продовольственному сегменту было проще. Даже в карантин магазины не закрывались, а в нонфуде без этого не обошлось. В результате, оборот в апреле «просел» на 40%, в мае – на 30%. Общепит и сектор бытовых услуг «падали» еще больше: до 20% кафе и ресторанов не пережили ограничений и закрылись. При этом крупный продовольственный ритейл и интернет-торговля показали значительный плюс по обороту: «Еще недавно мы бы сочли это абсолютным позитивом, но сейчас нужно признать – это не дополнительный спрос, а его смещение под воздействием эпидемиологической обстановки. Онлайн и супермаркеты попросту оттянули покупателей от малой оффлайн-розницы, в итоге одни получили бенефиты, а другие встали на грань выживания. Такая ситуация показала, что нам нужно сделать еще больший акцент на сбалансированном развитии всех возможных форматов торговли».

По словам Дениса Мантурова товаропроводящая сеть должна равномерно охватывать всех – от гипермаркетов, магазинов шаговой доступности, киосков и точек продажи готовой еды до ресторанов, гостиниц и заправок. Ярмарки, рынки и автолавки должны стать новой нормой для больших и малых городов. Сейчас для создания комфортных условий продолжается работа с законодателями и главами регионов: «Мы будем добиваться максимально либеральных режимов для малого и среднего торгового бизнеса, готового развиваться строго в правовом поле. Это касается не только продуктового сегмента, но и нонфуда, и общепита, и бытовых услуг. Нужно строго воздерживаться от фронтальных запретов и ограничений: если весной это было обосновано, то сейчас есть способы снизить риски, не прибегая к крайним мерам».

Министр также рассказал, что в обществе до сих пор бытует ошибочное суждение, что продуктовая розница озолотилась за время вынужденной изоляции: «Это, конечно же, не так. И в апреле, и в мае в этом секторе оборот падал на 10%, ценники практически не менялись, а логистические издержки возрастали. Особо в таких условиях заработать сложно».

Как считает глава Минпромторга России, «чтобы удержаться в тренде, розничной торговле нужно постоянно двигаться вперед: активно развиваться, изучать и внедрять передовые формы и механизмы торговли, новейшие технологии».

Как отметила в своем выступлении на пленарном заседании Генеральный директор WILDBERRIES Татьяна Бакальчук, в этом году на рынке наблюдается тенденция роста продаж товаров отечественного производства: «Что мы отметили за этот год? Очень сильно приросли продажи товаров именно российского производства. С 40% от общего оборота они составляют у нас (WILDBERRIES) порядка 50%».

Помимо этого, по мнению главы WILDBERRIES, демонстрируют рост и региональные поставщики: «Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, подросли региональные поставщики. Для нас большим удивлением было, что третье место по продажам заняла Ивановская область. Они выросли на 300%. Это конечно потрясающий успех. Мы совместно с правительством Ивановской области проводили ряд мероприятия для стимулирования прихода поставщиков на нашу площадку и это дало результат». Всего у WILDBERRIES сейчас порядка 70 тыс. поставщиков, из них 50 тыс. — это МСП, порядка 25 тыс. индивидуальные предприниматели, около 6 тыс. — самозанятые.

В рамках своего выступления Татьяна Бакальчук также рассказала, что результатом пандемии стал приход в e-commerce покупателей в возрасте старше 55 лет: «Если мы говорим про изменение потребительского спроса, то уже неоднократно и не только мы говорим, что изменилась возрастная категория: пошли покупатели в возрасте 55+. А также большой рост заказов мы наблюдаем в малых населенных пунктах». 

По словам генерального директора WILDBERRIES, ранее компания не могла открывать пункты выдачи заказов в малонаселенных местах, но сотрудничество с «Почтой России» сделало возможной доставку товаров: «У нас есть сейчас заказы из населенных пунктов, где проживает 500 – 700 человек. Летом и осенью число таких заказов продолжало расти, в том числе, благодаря сотрудничеству с почтой России. Потому что теперь мы можем доставлять товары в совершенно маленькие регионы. Туда, куда раньше наша доставка совершенно не могла доезжать. А ПВЗ мы не могли открывать из-за малочисленности населения».

Международный бизнес-форум «Неделя Ритейла» ежегодно собирает федеральные и региональные розничные сети, e-commerce, ритейл, FMCG, IT и сервисные компании, поставщиков оборудования и производителей продукции и решений для ритейла, банки и телеком, руководителей органов власти в сфере потребительского рынка, отраслевые объединения ритейлеров и других участников рынка ритейла.


В этом году «Неделя Ритейла» впервые проходит в гибридном формате - офлайн часть в ЦМТ в закрытом формате, к онлайн-трансляциям можно присоединиться после регистрации через платформу на сайте. Это позволило значительно расширить аудиторию Форума - к работе присоединились спикеры и участники из разных городов России, стран СНГ и зарубежья.

Обширная пятидневная деловая программа, которая проходит на двух языках (русском и английском) с синхронным переводом, включает в себя более 100 конференций, пленарных заседаний, круглых столов и вебинаров, экспертных сессий, панельных дискуссий и образовательных лекций, где выступают главные эксперты розничной торговли и представители власти.

Впервые на сайте организована постоянно действующая отраслевая выставка VirtualRetailWeekExpo. Экспоненты представлены специальным виртуальным стендом с доступом к новым знакомствам, переговорам и связям. В отличие от классического формата, стенды поставщиков услуг и партнеров выставки могут увидеть все заинтересованные участники – онлайн из любой точки мира.

Также в рамках форума традиционно пройдет подведение итогов ежегодных отраслевых конкурсов на лучшие решения, реализуемые разными торговыми форматами: Retail Week Awards и Всероссийский конкурс Минпромторга России «Торговля России».

По итогам VI ежегодной премии Retail Week Awards 2020, основная цель которой отметить самых успешных игроков розничного рынка, cакцентировать внимание профессионального сообщества на наиболее значимых достижениях и эффективных практиках в области развития торговли, продемонстрированных в прошедшем году, победителями стали:

  • Лучшая коммуникация с индустрией - Минпромторг

  • IT проект года – Перекресток.ВПРОК Retail Brand коллаборация - «Танцуй в стиле Pepsi в Магнит»

  • КСО федеральная – Магнит.Забота

  • КСО региональная – Все Пучком

  • Магазин/Открытие года – Л`Этуаль на Новом Арбате

  • Лучший покупательский опыт – Маршрут полезных привычек – Перекресток

  • Самые эффективные совместные проекты (сети и поставщики) - Транс-Сибирский экспресс - Coca-Cola HBC Россия (+ супермаркет «Быстроном» Новосибирск)

  • Самая быстрорастущая сеть food – Винлаб (Винлаб; Ерофей; Ариент)

  • Самая быстрорастущая сеть non-food - apteka.ru (НПК Катрен)

  • Самая информационно-открытая сеть – X5 Retail Group

  • Лучшие практики в категории "вино" – Азбука Вкуса

  • Банк партнёр ритейла - Газпромбанк

  • Финтех проект года - МТС

  • 100% cash connect – Дикси

Читайте также